Первый полет самолет Су-17, являющийся глубокой модернизацией истребителя-бом-бардировщика Су-7 (обозначение НАТО - «Fitter») с крылом изменяемой стреловидности, совершил в 1966 т. Появившиеся позднее модернизированные варианты исходного самолета до сих пор широко используются. Основная модификация этого самолета Су-Ш («Fitter-С») и ее экспортный вариант Су-20 остается в большом количестве на вооружении Афганистана, Египта, Туркмении и Вьетнама. Его дальнейшим развитием стал Су-17М2-Д («Fitter-D»), который был принят на вооружение в 1974 г. На нем стояли лазерный дальномер «Фон» и более совершенное БРЭО. Для поставок на экспорт была создана модификация Су-17М2-К («Fitter-F») с несколько упрощенным бортовым оборудованием, которая в настоящее время находится на вооррении Ливии, Йемена и Перу, Более поздние образцы этого самолета оснащались системой дозаправки топливом в воздухе. Истребитель Су-17МЗ («Fitter-Н»), экспортным вариантом которого является Су-22МЗ, имеет расположенный в верхнем гаргроте дополнительный топливный бак. Это удалось сделать благодаря тому, что фюзеляж самолета был аналогичен фюзеляжу двухместного УТС Су-17УМЗ, имевшему большую строительную высоту. Оборонительные возможности самолета Су-17МЗ были также улучшены. Этот истребитель состоит на вооружении Афганистана, Ирака, Перу, Сирии и Узбекистана. Девять Су-ШЗ входят в состав одной из эскадрилий морской авиации ВМФ России. Последней серийной модификацией стал одноместный истребитель-бомбардировщик Су-17М4 («Fitter-К») (его экспортным вариантом является Су-22М4), который может нести широкий спектр советского высокоточного оружия. Этот самолет среди прочего нового бортового оборудования получил цифровой прицельно-навигационный комплекс ПрНК-54, который существенно облегчил работу пилота, обеспечил более точную навигацию и улучшил управление оружием. Самолет Су-17М4 предназначен для скоростных полетов на малой высоте; на нем, в отличие от предыдущих модификаций, отсутствует регулируемый воздухозаборник, и поэтому его максимальная скорость ограничена числом М=1,3. Этот истребитель-бомбардировщик хорошо узнаваем благодар; характерному воздухозаборнику в основании киля. В настоящее время он находит» на вооружении ВВС Анголы, Болгарии, Чехии, Ирака, Польши, Сирии, Вьетнама, Словакии и Украины. С вооружения российской фронтовой авиации подавляющее большим ство самолетов Су-17М4 было снято в 1994 г.
Модификация Су-17М4
Страна-разработчик: СССР Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик Вооружение: две 30-мм пушки НР-30 с боезапасом по 80 снарядов; максимальная боевая нагрузка 4250 кг; в состав вооружения смогут входить УР класса воздух-поверхность с радиокоманд-ной, телевизионной и лазерной системами наведения Х-23, Х-25, Х-29 и Х-58, ракеты класса воздух-воздух Р-60, блоки с PC калибром от 57 до 330 мм, обычные бомбы и КАБ, подвесные контейнеры с пушками ГШ-23Л Двигатель: одинТРДФАЛ-21Ф-3 тягой 7800 кгс и 11260 кгс на форсажном режиме ЛТХ: максимальная скорость у земли 1400 км/ч; максимальная скороподъемность у земли 230 м/с; практический потолок 15200 м; боевой радиус с боевой нагрузкой 2000 кг - 1150 км Массы: нормальная взлетная 16400 кг; максимальная взлетная 19500 кг Размеры: размах крыла при минимальном угле стреловидности 13,8 м; при максимальном - Юм; длина со штангами ПВД18,75 м; высота 5 м; площадь крыла при минимальном угле стреловидности 40 м2; при максимальном - 37 м2

|