Самолет Як-130 был разработан в соответствии с теми же требованиями ВВС России, что и самолет МиГ-AT. Вместе с тренажерной базой он будет входить в учебно-тренировочный комплекс по типу комплекса T-45TS, который сформирован в ВМС США. В отличие от МиГ-AT самолет Як-130 имеет стреловидное крыло с вертикальными законцовка- ми. При взлете воздух в двигатели подается через боковые воздухозаборники, а также через вспомогательные воздухозаборники на верхней поверхности в корневых частях крыла. В 1992 г. ОКБ Яковлева подписало соглашение с итальянской фирмой «Аэрмакки» о совместной разработке самолета Як-130. Самолет Як-130 оснащен системой управления, которая может перепрограммироваться в зависимости от типа боевого самолета. Подобная система применяется и на МиГ-AT, Созданный совместно с итальянской фирмой Як/АЕМ-130 имеет комплекс БРЭО и бортовое оборудование, разработанное фирмами «ВАЕ Системз» и «Ханиуэлл». Позднее фирма «Аэрмакки» вышла из программы и создала на основе самолета Як-130 свой легкий самолет М-346.
Первый из трех опытных самолетов поднялся в воздух в 1996 г. Для оценочных испытаний предполагалось построить серию из семи машин. Серийный вариант самолета будет иметь укороченный и зауженный фюзеляж, несколько опущенный носовой обтекатель и уступ на носке крыла для улучшения маневренности на больших углах атаки, Предполагается разработать семейство самолетов Як-130, включая двухместный УБС, одноместный легкий ударный самолет с семью внешними узлами подвески вооружения, палубный самолет и двухместный УТС с рядным расположением летчиков для подготовки экипажей транспортных самолетов и бомбардировщиков. В 2002 г. ВВС объявили о решении выбрать самолет Як-130 в качестве основного УТС. Однако серийное его производство вряд ли начнется ранее 2005 г. Интерес к самолету проявляет Словакия.
Модификация ЯКОВЛЕВ - АЭРМАККИ ЯК-130
Страна-разработчик: Россия Тип: УТС
Вооружение: максимальная боевая нагрузка 3000 кг, в том числе УР класса воздух-поверхность Х-25МЛ,
УР класса воздух-воздух Р-73; рассматривалась возможность использования западного ракетного оружия, в частности ракет «Мейврик» и «Сайдуиндер» Двигатели: два ТРДЦ Поважске Строярне DV-2S (или РД-35) тягой по 2200 кгс
ЛТХ: максимальная скорость 1040 км/ч; максимальная скороподъемность 51 м/с; практический потолок 13000 м; боевой радиус в варианте ударного самолета 555 км Масса: пустого 4600 кг; максимальная взлетная в варианте УТС 6500 кг, в ударном варианте - 9500 кг Размеры: размах крыла 9,72 м; длина 11,49 м; высота 4,76 м; площадь крыла 23,52 м2

|