Когда 12 октября 1954 г. в небо впервые поднялся опытный самолет ХТ-37 фирмы «Цессна», он стал вторым в мире реактивным УТС (после французского Фуга «Мажистер»), специально разработанным для начальной летной подготовки. Однако в отличии от «Мажисте- ра», американцы посадили летчиков рядом. Самолет Т-37А был принят на вооружение в 1957 г. и до сих пор остается основным УТС для начальной подготовки. За четыре десятилетия службы «Твиты» (как их прозвали летчики) доказали свою надежность, простоту и универсальность. Начиная с 1989 г., планер оставшихся на вооружении самолетов Т-37 подвергся доработке, что позволило продлить срок их службы. И только в июне 1999 г, на смену Т-37 стал приходить турбовинтовой УТС Рейтеон Т-6А «Тексан». После выпуска 534 самолетов Т-37А было построено 447 самолетов в варианте Т-37В, имевших более мощный двигатель J69, усовершенствованные навигационные системы и топливные баки на концах крыла. Фирма «Цессна» также изготовила 269 самолетов Т-37С, которые можно было в ряде случаев использовать как легкие штурмовики. В 1963 г. на основе УТС Т-37 был разработан специализированный легкий штурмовик. Первые два переделанных самолета Т-37В получили обозначение YAT-37D. Они имели еще более мощные ТРД Дженерап Электрик J85, броню, встроенный 7,62-мм пулемет «Миниган» и оборудование для атаки наземных целей. Крыло имело восемь узлов подвески, а на концах размещались топливные баки. Последующие 39 самолетов Т-37В были переделаны в модификацию А-37А. Затем «Цессна» построила 577 более совершенных штурмовиков А-37В, отличавшихся усиленным планером, способным выдерживать перегрузки до 6 единиц, а также наличием штанги топливоприемника для дозаправки в полете. Самолеты А-37 широко применялись американцами во время войны во Вьетнаме, они также поставлялись в Чили, Колумбию, Эквадор, Гватемалу, Таиланд и Южный Вьетнам. По меньшей мере 130 самолетов А-37В были переделаны в вариант ОА-37В для ВВС США; на них ставили новую авионику и применяли в качестве самолетов наведения. В 1992 г. с вооружения ВВС США был снят последний самолет А-37/ОА-37. Снимаемые с вооружения самолеты зачастую передавались латиноамериканским странам, где использовались в качестве УТС или легких штурмовиков против повстанцев.
В 2001 г. эти самолеты еще находились на вооружении Чили, Эквадора, Гватемалы, Гондураса, Перу и Сальвадора, а также Таиланда и Южной Кореи. Еще кое-где остались в эксплуатации УТС Т-37С.
Модификация
Цессна ОА-37В «Дрэгонфлай»
Страна-разработчик: США Тип: двухместный легкий штурмовик и самолет наведения Вооружение: один 7,62-мм пулемет GAU-213/A7 «Миниган» в носовой части фюзеляжа; на восьми подкрыльных узлах (четыре внутренних рассчитаны на 395 кг, два средних - на 272 кг и два внешних - на 227 кг) возможна подвеска бомб Мк.82 калибром 227 кг и блоков с PC Двигатели: два ТРД Дженерал Электрик J85-17A тягой по 1295 кге J1TX: максимальная скорость 840 км/ч;скороподъемность
35,5 м/с; практический потолок 12730 м; дальность полета на большой высоте с максимальной нагрузкой (включая 1860 кг бомб) - 740 км Массы: пустого 2820 кг; максимальная взлетная 6350 кг Размеры: размах крыла (с учетом концевых топливных баков) 10,93 м; длина (без штанги топливоприемника) 8,62 м; высота 2,8 м; площадь крыла 17,09 м2

|