Ту-160 (обозначение НАТО - «Blackjack») является самым большим серийным бомбардировщиком в мире. Внешне похожий на американский В-1В, самолет Ту-160 способен совершать прорыв средств ПВО противника как на малой высоте на дозвуковой скорости, так и на большой высоте со скоростью, соответствующей числу М=1,9. Несмотря на то, что бомбардировщик оснащен ЭДСУ, кабина экипажа оборудована традиционными электромеханическими приборами; многофункциональные дисплеи и ИЛС отсутствуют. В длинной заостренной носовой части фюзеляжа расположена РЛС, которая обеспечивает выполнение боевой задачи, а также способствует полету в режиме огибания рельефа местности, Под носовой частью самолета находится обтекатель телекамеры, входящей в состав прицельного комплекса. Программа разработки самолета Ту-160 оказалось чрезвычайно растянутой. К его созданию приступили в начале 1970-х гг., а первый полет опытный экземпляр совершил 18 декабря 1981 г. Самолет выпускался серийно в Казани до января 1992 г., когда бывший тогда президентом Борис Ельцин объявил, что больше не будет построен ни один стратегический бомбардировщик. Всего удалось выпустить 35 самолетов. Даже после того как самолет поступил на вооружение, в процессе производства устранялись различные проблемы, ограничивавшие эксплуатацию бомбардировщика, По этой причине отдельные элементы конструкции крыльев, воздухозаборников и БРЭО отличались от самолета к самолету. В мае 1987 г. самолеты Ту-160 начали поступать на вооружение 184-го гвардейского бомбардировочного авиаполка, базировавшегося в Прилуках (Украина), где после распада СССР остались 19 машин. Однако в результате длительных переговоров между Украиной и Россией восемь самолетов были в 1999 г. возвращены. Утилизация оставшихся на Украине бомбардировщиков началась в конце 1998 г. по договору, подписанному по инициативе правительства США. К началу 2001 г. в соответствии с договором ОСВ-2 Россия официально обладала шестью бомбардировщиками Ту-160, на вооружении которых находятся стратегические КР. Эти самолеты входят в состав 121 -го гвардейского авиаполка, базирующегося в Энгельсе и имеющего всего около 15 машин. В настоящее время Россия вряд ли располагает средствами для ремонта и доведения до летного состояния еще 12 самолетов Ту-160. Имеются сообщения, что американская компания «Платформе Интернешнл Корпорэйшн» приобрела у Украины шесть разоруженных самолетов Ту-160 для переоборудования в вариант Ту-160СК, предназначенный для запуска авиационной ракеты-носителя.
Модификация ТУПОЛЕВ ТУ-160
Страна-разработчик: СССР Тип: стратегический бомбардировщик Вооружение: максимальная боевая нагрузка 40000 кг; имеются два тандемно расположенных бомбоот- сека, оснащенных вращающейся пусковой установкой, рассчитанной на 6 стратегических КР Х-55 или Х-55СМ, или 12 УР класса воздух- поверхность Х-15П, или обычные бомбы; в дальнейшем планируется установка новых КР большой дальности X-101 с обычными боеголовками для нанесения точечных ударов
Двигатели: четыре ТРДДФ НК-321 тягой по 14000 кге и 25020 кге на форсажном режиме ЛТХ: максимальная скорость 2220 км/ч; практический потолок 15500 м; максимальная дальность полета без дозаправки 12300 км Масса: пустого снаряженного 11800 кг; нормальная взлетная 267600 кг; максимальная взлетная 275000 кг .Размеры: размах крыла при минимальной стреловидности 55,7 м; при максимальной - 35,6 м; дайна 54,1 м; высота 13,1 м

|