Турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 был принят на вооружение в 1956 г. и до сих пор остается важной составляющей самолетного парка дальней авиации России. В настоящее время на вооружении стоит последняя модификация этого самолета Ту-95МС (обозначение НАТО - «Bear-Н»). Она поступила на вооружение в 1984 г. и выпускалась до 1992 г. Существует два варианта этой модификации, созданной на базе самолета Ту-142, находящегося на вооружении ВМФ. Одним из них является Ту-95МС-16 («Веаг-Н16»), способный нести 16 стратегических КР (6 в бомбоотсеке и 10 на подкрыльных пилонах). Наиболее же распространенным является вариант Ту-95МС-6 («Bear-Нб») с демонтированными в соответствии с условиями договора ОСВ-2 подкрыльными пилонами и несущий лишь шесть КР в бомбоотсеке. Сейчас у России около 60 самолетов Ту-95МС этих модификаций, включая три машины, полученных от Украины. В дальнейшем планируется повысить боевые возможности Ту-95МС по части нанесения ими дальних точечных ударов с помощью КР Х-101 и УР класса воздух-поверхность Х-СД. ВВС России имеют 11 учебно-тренировочных самолетов Ту-95КУ. Самолет Ту-142 («Веаг-F») является противолодочным, хотя может выполнять и другие боевые задачи в интересах ВМФ. Около40 самолетов этого типа осталось на вооружении и все они принадлежат Северному флоту, где на авиабазе в Кипелово дислоцируется единственный полк. Основными модификациями этого самолета являются Ту-142МК («Веаг-F Mod.3») и усовершенствованный Ту-142МЗ («Bear-F Mod.4»), выпускавшийся до 1994 г. Самолет Ту-142МР («Веаг-J») является летающим командным пунктом, а также самолетом-ретранслятором, обеспечивающим связь с ракетными подводными лодками, находящимися в погруженном состоянии. Роль самолетов Ту-142 для ВМФ России трудно переоценить; в пользу этого говорит тот факт, что самолеты этого семейства претерпели глубокую модернизацию, итогом которой стал вариант Ту-142МЗ, оснащенный комплексом БРЭО «Морской змей», созданным в холдинговой компании «Ленинец». В его состав входит новая РЛС, система теплового и телевизионного отображения целей, улучшенные гидроакустические буи, усовершенствованный магнитометр и средства ведения радиоэлектронной разведки. Самолет может нести до восьми ПКР Х-35. Единственной страной, куда экспортировались Ту-142, является Индия, на вооружении морской авиации которой находятся семь Ту-142МК-Э. Эти самолеты идентичны Ту-142МК, однако имеют упрощенное БРЭО.
Модификация
Туполев Ту-95МС-6
Страна-разработчик: СССР Тип: стратегический бомбардировщик Вооружение: две 23-мм спаренные пушки НР-23 в хвостовой турели (на некоторых самолетах устанавливалась одна пушка); вращающаяся пусковая установка ПКУ-6 рассчитана на 6 КР Х-55 или Х-55СМ с дальностью полета от 2400 до 3000 км; ПКР Х-35 находятся на вооружении самолета Ту-142МЗ и имеют дальность полета 130 км Двигатели: четыре ТВД НК-12МА мощностью по 15000 л.с. ЛТХ: максимальная скорость 925 км/ч; крейсерская скорость 710 км/ч; практический потолок 12000 м; боевой радиус с боевой нагрузкой 11340 кг и без дозаправки в полете - 6400 км Масса: пустого 91800 кг; максимальная взлетная 185000 кг Размеры: размах крыла 50,04 м; длина 49,13 м; высота 13,3 м; площадь крыла 289,9 м2

|