В АВПК «Сухой» создано семейство двухместных многоцелевых истребителей на основе исходного Су-27, которые могут стать основой боевой авиации ВВС России в XXI веке. Модернизация истребителя Су-27 шла по нескольким основным направлениям. Улучшение боевых возможностей двухместного УБС Су-27УБ привело к появлению варианта Су-27ПУ, который имеет обозначение Су-30 или Су-ЗОК, как экспортный вариант. Предназначенный для дальнего перехвата и длительного патрулирования он оснащен системой дозаправки топливом в полете; в результате его максимальная продолжительность полета увеличилась до 10 ч. К настоящему времени построен всего 21 экземпляр Су-27ПУ. Эти самолеты с 1996 г. находятся в составе 148-го Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС, где, возможно, до 2001 г. проходили войсковые испытания. КБ Сухого также предлагает многоцелевой истребитель Су-ЗОМК, являющийся дальнейшим развитием истребителей Су-27УБ и Су-30. Этот самолет по своему назначению во многом схож с МиГ-29СМТ. Самолет Су-ЗОМ (экспортный вариант Су-ЗОМК) является по-настоящему первым российским многоцелевым двухместным истребителем и по своей многофункциональности аналогичен американскому ударному истребителю Боинг F-15E. Серия из 40 самолетов под обозначением Су-ЗОМКИ заказаны Индией (буква «И» означает «индийский»). В стандартном исполнении самолет Су-ЗОМКИ имеет ПГО, а также двигатели с СУВТ; на нем возможна установка западного БРЭО. Китай получает истребители в варианте Су-ЗОМКК. Более радикальные варианты самолета Су-27 отличаются значительно измененной передней частью фюзеляжа, в результате чего летчики в кабине сидят рядом. Примером такой глубокой модернизации является Су-27ИБ (Су-34), предназначенный для замены фронтового бомбардировщика Су-24, но обладающий более широкими ударными функциями. Самолеты Су-32ФН и Су-32МФ, представляют собой морские варианты самолета Су-27ИБ берегового базирования, предназначенные для поиска и уничтожения надводных кораблей и подводных лодок противника на значительном удалении от берега. К 1997 г. было построено всего лишь четыре предсе- рийных Су-27ИБ и один, получивший обозначение Су-32, но на самом деле просто перекрашенный Су-27ИБ. Последним представителем семейства с рядным расположением экипажа был палубный многофункциональный истребитель Су-27КУБ (Су-ЗЗУБ), Он совершил первый полет в 1999 г. и представляет собой, главным образом, средство для подготовки летчиков палубного истребителя Су-33, обладая при этом высокими боевыми возможностями.
Модификация Сухой Су-34
Страна-разработчик: Россия Тип: двухместный дальний фронтовой бомбардировщик Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-301; максимальная боевая нагрузка 8000 кг; в состав вооружения входят УР класса воздух-поверхность Х-25М, Х-29, Х-31А/П, Х-59М (обозначение НАТО - AS-18 «Kazoo»), Х-35 (AS-20 «Кауак») и ПКРХ-41 «Москит» Двигатели: дваТРДЦФ АЛ-31Ф тягой по 7600 кгс и 12510 кгс на форсажном режиме
ЛТХ: максимальная скорость у земли 1400 км/ч; максимальная скорость на большой высоте 2500 км/ч; практический потолок 19800 м; дальность полета с максимальным запасом топлива во внутренних баках 4000 км
Массы: пустого 17700 кг; максимальная взлетная 44360 кг Размеры: размах крыла 14,7 м; длина 23,3 м; высота 6,5 м; площадь крыла 62 м2

|