Первоначально вертолет S-61/H-3 был разработан в конце 1950-х гг. только как палубный противолодочный. В дальнейшем появились поисково-спасательные и транспортные варианты. Наконец был создан многоцелевой вертолет SH-3H, который в 1996 г. был снят с вооружения ВМС США. Корпус морской пехоты продолжает эксплуатировать вертолет VH-3D в качестве президентского. Вертолеты Н-3 выпускались по лицензии фирмами «Агуста», «Мицубиси» и «Уэстленд». Они до сих пор широко используются для выполнения различных задач. Наибольшее число вертолетов ПЛО S-16/SH-3 находится в Бразилии, Канаде, Испании, Иране и Перу. В Дании и Японии вертолеты применяются для поиска и спасения. Транспортные вертолеты имеются в Австралии и Венесуэле. Выпускавшиеся фирмой «Агуста» вертолеты AS-61R могут нести пулеметы и выполнять боевые поисково-спасательные операции. В Малайзии имеется 40 устаревших вертолетов S-61A-4 «Нури», предназначенные для десантно-штурмовых операций. Наиболее крупным эксплуатантом вертолетов являются ВМС Великобритании: около 90 вертолетов «Си Кинг» используются как противолодочные, выполняют задачи раннего предупреждения, занимаются переброской десантников. На трех авианесущих крейсерах типа «Инвинсибл» базируются поисково-спасательные вертолеты «Си Кинг» HAS.Mk.6. Морская авиация также имеет варианты ДРЛОУ AEW.Mk.2/2A/7. На варианте Мк.7 установлена на борту фюзеляжа поисковая РЛС «Сёрчуотер». Три испанских вертолета SH-3D также получили подобную РЛС. ВВС Великобритании имеют на вооружении поисково-спасательные вертолеты HAR.Mk.3A, а ВМС - десантные машины «Си Кинг» НС.Мк.4. На вооружении Египта, Индии, Пакистана и Катара находятся вертолеты «Си Кинг», построенные фирмой «Ухтленд». Они используются, в основном, как противолодочные и транспортные. Вертолеты трех последних стран могут нести ПКР «Си Игл» или «Экзосет». Бельгия и Норвегия используют свои «Си Кинги» для поиска и спасения. На норвежских вертолетах недавно установили теплопеленгаторы, РЛС «Си Сёрчер» и новое БРЭО. Последний вертолет «Си Кинг» фирма «Уэстленд» построила в 1997 г.
Модификация Уэстленд «Эдвансд Си Кинг»
Страны-разработчики:
Великобритания и США Тип: многоцелевой и противотанковый вертолет корабельного и аэродромного базирования; экипаж - 2-4 чел. Вооружение: максимальная боевая нагрузка 1135 кг, в том числе торпеды Мк.46 или «Стингрей», глубинные бомбы Мк.11, ПКР «Си Игл» (в Индии) или «Экзосет» и «Катари»(в Пакистане). Двигатели: два ГТД Роллс-Ройс «Гном» Н. 1400-1Е взлетной мощностью по 1660 л.с. и крейсерской мощностью по 1465 л.с. ЛТХ: максимальная крейсерская скорость 205 км/ч; скороподъемность 10,3 м/с; дальность полета со стандартным запасом топлива 1480 км Масса: пустого снаряженного в варианте ПЛО 7430 кг; максимальная взлетная 9750 кг (все варианты) Размеры: диаметр несущего винта 18,9 м; длина с вращающимися винтами 22,15 м; высота с вращающимися винтами 5,13 м; ометаемая несущим винтом площадь 280,47 м2 
|