Разработка двухместного варианта истребителя «Хорнит» началась одновременно с созданием одноместного. Два самолета TF-18A, позже получившие обозначение F/A-18В, были включены в начальный контракт. Этот самолет почти такой же, как и одноместный, оснащен таким же БРЭО и имеет почти аналогичные боевые характеристики. Поставки модификации F/A-18B флоту и корпусу морской пехоты США закончились на 40-м самолете; этот вариант никогда не состоял на вооружении боевых частей передней линии, Самолеты F/A-18B также состоят на вооружении двух резервны х подразделений, самолеты одного из которых (VFC-12) научениях играют роль истребителей противника.
Следующая двухместная модификация под обозначением F/A-18D очень похожа на одноместный вариант F/A-18C, Ею укомплектованы две основные учебные эскадрильи ВМС (VFA-106 и VFA-125), где готовят пилотов истребителей F/A-18. После постройки 31 серийного самолета F/A-18D началось производство его модификации, приспособленной для ночных полетов, т. е. своего рода двухместного варианта ночного истребителя F/A-18C. Всего было выпущено 109 ночных истребителей F/A-18D. Эти самолеты заменили устаревшие всепогодные дозвуковые штурмовики Грумман А-6 «Интрудер», которые состояли на вооружении морской пехоты США. Они входят в состав шести боевых и одной учебно-тренировочной эскадрильи. Был также разработан вариант F/A-18D «Плас», не имеющий дублированного управления: в его задней кабине нет ручки управления (хотя при необходимости ее можно установить), однако имеются две боковые рукоятки управления вооружением. Самолеты F/A-18D американского корпуса морской пехоты отлично показали себя во время операций «Буря в пустыне» (1991 год) и в Косово (1999 год). Двухместные истребители «Хорнит» поставлялись на экспорт; сейчас все экспортные обязательства выполнены полностью. Состав БРЭО подбирается под местные требованиями, однако по своим летным характеристикам экспортные машины практически аналогичны находящимся у США. Поставки осуществлялись в Австралию (18 ATF-18A, схожих с американскими F/A-18B), Канаду (40 истребителей CF-18B, получивших местное обозначение CF-188B), Кувейт (8 KAF-18D) и Испанию (12 EF-18B, получивших местное обозначение СЕ.15). Модификация F/A-18D з акупается и теми странами, которые имеют у себя вариант F/A-18C. Это Финляндия (7 самолетов) и Швейцария (8). Малайзия приобрела только восемь двухместных F/A-18D. Таиланд, вначале решивший закупить восемь истребителей F/A-18C/D, аннулировал заказ.
По желанию заказчика самолеты могут оснащаться комплектом БРЛС APG-73, усовершенствованными двигателями F404-GE-402EPE и УР AMRAAM,
Модификация БОИНГ F/A-18B/D «ХОРНИТ»
Страна-разработчик: США
Тип: тактический истребитель- бомбардировщик палубного и сухопутного базирования Вооружение: одна встроенная 20-мм шестиствольная пушка М61А1 «Вулкан»; бомбовая нагрузка до 7030 кг, в состав которой могут входить УР класса воздух- воздух AIM-7M «Спэрроу», AIM-9 «Сайдуиндер», AIM-120 AMRAAM;
УР класса воздух-поверхность AGM-65 «Мейврик»; противорадиолокационные УР AGM-88 HARM; тактические KPAGM-84E SLAM и AGM-154 JSOW; КАБ AGM-62 «Уоллай», GBU-10, GBU-12 и GBU-16;
ПКР AGM-84 «Гарпун»; бомбы Мк.80; кассетные бомбы CBU-59; ядерные бомбы В57 или В61
Двигатели: два ТРДДФ Дженерал Электрик F404-GE-402 тягой по 8035 на форсажном режиме ЛТХ: максимальная скорость 1915 км/ч; боевой радиус в качестве истребителя 740 км; в качестве ударного - 1065 км Массы: пустого 10810 кг, максимальная взлетная в качестве истребителя 15235 кг; в качестве ударного - 21890 кг Размеры: размах крыла (без учета УР на концах крыла) 11,43 м; длина 17,07 м; высота 4,66 м; площадь крыла 37,16 м2 |