|
|
 |
|
|
 |
В 1950–1953 годах в ходе войны в Корее американцы использовали для разведки легкий танк М 24 «Чаффи», принятый на вооружение в 1944 году. Танк обладал весьма высокой скоростью – 55 км/ч, но в боевых условиях из-за малой мощности двигателя (110 л. с.) показал низкую маневренность, а по причине легкого бронирования (25 мм – толщина лобовой брони корпуса и 37 мм – башни) М 24 был очень уязвим. Срочно требовался более надежный легкий танк с лучшей маневренностью и усиленными вооружением и защитой. Незадолго до конца войны началась разработка нового легкого танка, получившего обозначение Т37. Первый прототип – Т37 Фаза I – был готов в 1949 году. Второй прототип Т37 Фаза II отличался от него конструкцией башни и новой системой управления огнем. Эта модель получила новое обозначение Т41, а ее слегка модифицированный вариант – Т41Е1 – был стандартизирован как М41. Сначала танк получил прозвище «Литтл Бульдог» («Маленький Бульдог»), но чуть позже его поменяли на «Уокер Бульдог» («Бульдог Уокера») в память о генерале У. У. Уокере, который трагически погиб в Корее в 1951 году. Производство танков М41 было поручено фирме «Кадиллак» из корпорации «Дженерал моторс», и в 1951 году первые серийные машины сошли с конвейера танкового завода фирмы в Кливленде. Вслед за базовым танком М41 последовали его модификации М41А1, М41А2 и М41А3. «Уокер Бульдог» был одним из трех основных танков, разработанных для армии США в 50-е годы. Два остальных – это средний танк М47 и тяжелый танк М103.
Танк М41, несмотря на значительные отличия, можно считать дальнейшим развитием разведывательного танка М 24. По сравнению с последним на нем была применена современная компоновка с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения, устранен помощник механика-водителя, усилена огневая мощь за счет применения новой пушки и усовершенствованных механизмов управления огнем и повышена подвижность благодаря использованию нового двигателя и новой трансмиссии. Несмотря на более совершенные конфигурацию и конструкцию корпуса и башни, броневая защита сохранилась на прежнем уровне.
Перечисленные изменения привели к увеличению веса машины до 23 т, что сделало весьма затруднительным использование танка М41 в воздушно-десантных войсках.
Носовая часть сварного корпуса танка была выполнена с рациональным наклоном броневых листов. Бортовые броневые листы располагались с незначительным наклоном, днище имело корытообразную форму. Литая башня модификаций М41А1 и М41А2 обладала улучшенной конфигурацией, но и на ней сохранились вытянутая назад ниша и обратные уклоны. На крыше башни устанавливалась неподвижная командирская башенка с пятью стеклоблоками, которые обеспечивали командиру танка круговой обзор.
В состав экипажа входили четыре человека, трое из которых размещались в башне, а механик-водитель находился спереди слева в отделении управления. Его сиденье регулировалось по высоте, и в случае необходимости водитель вместе с сиденьем мог выброситься через люк в днище танка на землю.
По сравнению с предшественником М41 был лучше вооружен: на нем установили новую 76,2-мм длинноствольную пушку с начальной скоростью снаряда около 1000 м/сек, оборудованную клиновым затвором, концентрическим противооткатным устройством и эжекционным устройством для удаления пороховых газов. Пушка устанавливалась непосредственно на цапфах и прикрывалась заостренной маской. Угол снижения пушки составлял -9°, а угол возвышения – +19°. Наведение по вертикали и горизонтали осуществляется посредством механизмов с электрогидравлическими приводами. Для наводчика был предусмотрен телескопический прицел с переменным увеличением. На некоторых образцах танка М41 устанавливался прицел-дальномер. Командир располагал своей системой управления огнем. На танках модификации М41А1 установка вооружения была стабилизирована в двух плоскостях наведения. В качестве вспомогательного вооружения использовался 7,62-мм пулемет, спаренный с пушкой, и 12,7-мм зенитный пулемет, который устанавливался на крыше башни танка. Курсового пулемета на «Уокер Бульдоге» не было. На стадии разработки предполагалось оснастить М41 системой автоматического заряжания, но на серийных машинах ее так и не установили. В качестве эксперимента на М41 устанавливали 90-мм пушку (эта машина получила обозначение Т49), но дальше прототипа эксперимент не пошел.
Боевое отделение танка было оборудовано вращающимся поликом. Часть боекомплекта располагалась в носовой части корпуса справа от механика – водителя.
На танке устанавливался бензиновый 6-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Континентал», оборудованный нагнетателем, смонтированным на хвостовике коленчатого вала. Осевой вентилятор системы охлаждения располагался горизонтально над двигателем. Масляные радиаторы двигателя и трансмиссии были смонтированы вместе с вентиляторами по бокам от двигателя на трансмиссии. Топливные баки сложной формы располагались по бокам от двигателя и у моторной перегородки. На танках модификации М41А1 и М41А2 двигатель перевели на непосредственный впрыск бензина.
На «Уокер Бульдоге» применили новую, поперечно расположенную гидромеханическую трансмиссию «Кросс-Драйв» фирмы «Аллисон», которая включала комплексную гидропередачу, трехступенчатую (две передачи вперед, одна – назад) планетарную коробку передач и многорадиусный планетарный дифференциального типа механизм поворота. Управление коробкой передач и механизмом поворота осуществлялось с помощью гидропривода от одной рукоятки, качающейся в двух плоскостях. Основные элементы трансмиссии были объединены с двигателем в один блок.
В ходовой части танка использовались гусеницы с резинометаллическими шарнирами и резиновым покрытием внутренней поверхности траков, опорные катки среднего диаметра с резиновыми бандажами и поддерживающие катки. В независимой подвеске применены торсионы, дополненные буферными пружинами, и гидравлические амортизаторы телескопического типа. Передние катки и направляющие колеса связывались компенсирующими устройствами. В целом же ходовая часть танка М41 имела много общего с соответствующими узлами танка М 24 «Чаффи».
С помощью специального оборудования танк мог преодолевать брод глубиной до 2,5 м.
Легкий танк М41 участвовал во многих военных конфликтах, в ходе которых использовался для ведения разведки, огневой поддержки пехоты и, несмотря на довольно большую массу, состоял на вооружении воздушно-десантных войск. С вооружения армии США он давно снят, но до настоящего времени используется в армиях Австрии, Дании, Греции, Японии, Португалии, Испании, Турции, Чили, Таиланда, Тайваня и других стран. Всего было выпущено 5500 машин этого типа.
В Бразилии около 300 танков М41 прошли модернизацию, после чего получили обозначение М41В. На них установили 90-мм пушку, дизель мощностью 400 л. с. и новые топливные баки. Запас хода возрос до 600 км, а боевая масса до 25 т.
Датчане оборудовали 50 своих танков М41 дизелем мощностью 465 л. с., лазерным прицелом-дальномером, тепловизионными приборами, противопожарным оборудованием и фильтровентиляционной установкой.
На 150 танках испанских вооруженных сил установили модифицированную башню с израильской 60-мм пушкой, сообщающей бронебойному подкалиберному снаряду начальную скорость 1620 м/с, систему управления огнем и дизельный двигатель.
На базе танка М41 созданы: 105-мм самоходная гаубица М52, 155-мм самоходная гаубица М44 и зенитная самоходная установка М42. К танку М41 разработан навесной бульдозер с гидравлическими механизмами управления. |
Характеристики M41 Walker Bulldog
Экипаж, чел. |
4 |
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) |
21,26 |
|
Макс. угол возвышения пушки, град |
19,7 |
Макс. угол склонения пушки, град |
-9,7 |
|
Длина c пушкой вперёд, мм |
8212 |
Длина корпуса, мм |
5819 |
Ширина общая, мм |
3198 |
Высота по крыше башни, мм |
2726 |
Масса боевая, кг |
23495 |
|
Бронирование башни: лоб, мм |
25,4 |
Бронирование башни: борт, мм |
25 |
Бронирование башни: крыша, мм |
12,7 |
Бронирование башни: корма, мм |
25 |
Бронирование корпуса: лоб, мм |
31,75 |
Бронирование корпуса: борт, мм |
12-15 |
Бронирование корпуса: корма, мм |
19 |
Бронирование корпуса: днище, мм |
9,25-31,75 |
|
Преодолеваемая стенка, м |
0,711 |
Макс. угол подъёма, % |
60 |
Крен, % |
30 |
Преодолеваемый ров, м |
1,828 |
Преодолеваемый брод, м |
1,016 |
Преодолеваемый брод (с подготовкой), м |
2,44 |
|
Ширина колеи, мм |
2602 |
Ширина гусеницы, мм |
533 |
|
Вооружение
Тип |
Калибр, мм |
Модель |
Кол-во |
Боезапас х 1 |
Пушка |
76 |
M32 |
1 |
57 |
Пулемёт соосный |
7,62 |
M1919A4E1 |
1 |
5000 |
Пулемёт зенитный |
12,7 |
M2 |
1 |
2150 |
|
Двигатель
Тип |
Модель |
Кол-во |
Мощность, л.с. |
бензин |
Continental AOS-895-3 |
1 |
500 |
|
Дополнительно
Статус |
Снят с вооружения |
Категория бронетехники |
Танк |
Классификация танков по боевой массе (1937-1967) |
Лёгкий танк |
БТВТ (вооружение) |
Пулемётное; Пушечное |
Категория двигателя (БТВТ) |
Бензиновый |
|
|
|  |
|