Один из самых тяжёлых и кровавых этапов Великой Отечественной – это битва за Севастополь. Обе стороны несли колоссальные потери, но отступать не хотели и красноармейцы, ни немецкие оккупанты. Впрочем, у советских солдат был припрятан козырь в рукаве. которого бойцы вермахта боялись буквально до дрожи в коленках. Речь идёт о «зелёном призраке». Это советский легендарный бронепоезд, который стал для немецкой армии одним из самых грозных и опасных врагов.

Официально он назывался бронепоездом №5, другое его название – «Железняков». Так он был наречён в честь легендарного матроса-большевика Анатолия Железнякова, героя Гражданской войны, которому в своё время довелось покомандовать как раз бронепоездом. Он был сконструирован и выпущен на Севастопольском военном заводе в ноябре 1941 года.
В состав бронепоезда входили четыре броневагона, каждый из которых имел у себя на вооружении пушки калибром 76 и 76,2 мм. Также там стояли 82-миллиметровые миномёты и артиллерийские установки 34-К. Шестнадцать пулемётчиков могли одновременно вести огонь по врагам с этого бронепоезда. В головной части состава располагался грузовой паровоз марки Эл-2500. Его главной задачей было не только тянуть на себе весь состав, но и обеспечить для всех вагонов достаточный уровень манёвренности на подъёмах, которых в районе Севастополя расположено очень много.
Своё боевое крещение бронепоезд «Железняков» прошёл в день Октябрьской революции, 7 ноября 1941 года. Его первый рейд был более чем успешным. «Зелёный призрак» застал солдат вермахта врасплох в районе крымско-татарского села Дуванкой и обстрелял их. Немало оккупантов погибло в том бою.

Именно тогда была впервые опробована тактика, которая применялась в дальнейшем и никогда не подводила бронепоезд. Суть её заключалась в том, чтобы «Железняков» на полном ходу вылетал из одного тоннеля и стремглав нёсся другой, на ходу осыпая немецких захватчиков шквальным огнём.
Нацисты даже не успевали открыть по бронепоезду ответный огонь – настолько стремительно он уезжал после очередного расстрела оккупантов. Они пытались применить против «Железнякова» авиацию, но советские пулемётчики успешно расправлялись и с воздушными целями. Вермахт действительно не на шутку был напуган этим бронепоездом, а немецкие солдаты даже дали ему прозвище «Зелёный призрак». Именно под таким наименованием «Железняков» и вошёл в историю Великой Отечественной.
Бронепоезд участвовал в сражениях на протяжении 8 месяцев и сделал за это время 140 рейдов. Почти каждый из них приносил вермахту значительный урон. Немцы находились в гневе, но сделать ничего не могли. Им ничего не оставалось кроме бессильной злобы.
Для того чтобы уничтожить зловещий бронепоезд, нацистам пришлось использовать эскадрилью из 50 самолётов. Авиация смогла уничтожить Троицкий тоннель – базу «Железнякова». Но и тогда красноармейцы около суток вели бой с той части состава, что осталась целой. 27 июня 1942-го оба входа в тоннель рухнули.
Советские солдаты сняли с бронепоезда уцелевшее вооружение и продолжили свою службу в составе других частей. От лихого бронепоезда остался целым только вспомогательный паровоз из серии Э. Он эксплуатировался потом и в мирное время и был списан только в 1967 году.