Борьба с режимом Франко набирала обороты. Количество требующихся ресурсов все возрастало. Без поставок из Европы в первую очередь самолетов было никак нельзя. Однако как поставить их испанцам, если государства публично заявили о политике невмешательства в конфликт?
Когда в Испании вспыхнула Гражданская война, державы Старого Света высказали 2 позиции. Одни, как Советский Союз и немцы, оказывали помощь воюющим сторонам, а другие, которые составляли большинство, заявили о своем нейтралитете. Последний существовал де-юре. Фактически же через посредников из Европы в Испанию отправляли гражданскую технику и амуницию.
Испанцам позарез были нужны транспортные самолеты и бомбардировщики. Власти Альбиона заявили, что не станут против, если коммерческие фирмы начнут продавать разную боевую и гражданскую амуницию простым испанцам.
Первый блин комом
Первый договор на поставку 4-х старых «фоккеров» Ф.12 сторонники Франко заключили с фирмой British Airways. В компании запросили огромную сумму в 38 000 фунтов стерлингов, но испанцам пришлось согласиться и выложить ее. Сделку оформляли на имя частного лица.
Воздушные суда планировалось передать покупателю в португальской столице. Причем летчикам предписывалось не приземляться во Франции, чтобы не возбуждать лишних подозрений.
На бумаге все было легко, но жизнь внесла коррективы. 28.07.1936 г. 4 «фоккера» вылетели из Великобритании. Англичане долго не могли получить доказательства того, что сумма за товар переведена. В результате самолеты сели в Бордо, где их и задержали.

Причина такого фиаско заключалась в том, что представитель компании-продавца в столице Франции Д. Тейлор проболтался о поставке. В итоге сведения достигли ушей властей. Недовольны были все. Англичане же пытались сделать вид, что они к инциденту не имеют никакого отношения.
Пока велись переговоры об освобождении арестованных самолетов и возвращении их назад в Альбион, в British Airways тайно обратились французы и предложили продать им «фоккеры» за 52 000 фунтов стерлингов. Однако в фирме были настолько рассержены срывом и оглаской сделки, что отказались и через 3 дня вернули самолеты в Великобританию.
Чистая коммерция
Французы были недовольны случившимся и в конце лета 1936 г. выступили перед мировым сообществом с инициативой запретить поставки гражданских авиамашин в Испанию. Англичане обещали присоединиться к договору немного позднее.
Пока велась дискуссия, на остров доставили 2 «фоккера» Ф.7б, купленных испанскими националистами у КЛМ.
Попутно они спросили у представителей фирмы Airwork нет ли у них еще самолетов. Неожиданно в этой компании отыскали 4 транспортных «Де Хэвиленд» DH.89. Авиамашины продали частному лицу. Им стал Х. де ла Сьерве – конструктор, летчик, изобретатель автожира с безупречной репутацией. Разумеется, он был франкистом.
13.08.1936 г. все 4 воздушные машины, дооснащенные дополнительными емкостями для горючего, успешно прибыли в Испанию.
Любопытно, что одновременно фирма Airwork продавала транспортные самолеты и противникам режима Франко.
В этот же день 2 «Де Хэвиленда» DH.84 отправились в Испанию. Покупателем являлось воздушное подразделение республиканцев Alas Rojas. Однако авиамашины арестовали французы. Хотя данные самолеты через пару дней успешно достигли Барселоны.
Хитрость франкистов
В это время националисты пытались заполучить первую партию британских воздушных машин, арестованных в Бордо. Через 7 дней после инцидента в офис British Airways явились поляки и предложили купить 4 авиамашины для создаваемой в г. Катовице новой воздушной компании.
Это не вызвало подозрений: тогда в Старом Свете насчитывалось несколько десятков местных авиафирм, чей парк включал 2-3 старых самолета.
Стороны сошлись на стоимости в 33 000 фунтов стергингов. Покупатели попросили установить дополнительные емкости для горючего, что насторожило англичан. Поляки объяснили это высокой ценой на топливо у немцев и французов.

13.08.1936 г. в Соединенное Королевство прибыли 4 польских пилота, а через 48 часов партия самолетов вылетела из Гэтуика. Однако вместо перелета над проливом Ла-Манш и движением в направлении Польши, летчики неожиданно начали заходить на юг и нацелились на Нормандские острова.
Связь «случайно» прервалась, а преследовать беглецов оказалось поздно.
Однако вмешалась погода – в небе над Бискайским заливом «фоккеры» попали в грозовой фронт. В итоге 1 самолет благополучно сел недалеко от г. Витория, а затем оттуда полетел в Испанию. Другие 3 авиамашины отнесло к французам; 2 самолета потерпели крушение при посадке, а 1 задержали в Бордо.
Новый скандал решили не устраивать и отпустили его на свободу через 3 недели.
Конец истории
Постоянные попытки перегнать авиамашины из Великобритании в Испанию через воздушное пространство их страны порядком надоели властям Франции. В результате Англии пришлось ратифицировать договор, запрещающий поставлять в Испанию технику двойного и боевого назначения, расширив ее перечень гражданскими самолетами любых видов.
Хотя франкисты длительное время обходили данные запреты, покупая амуницию и технику с помощью подставных людей в Португалии. Противникам режима Франко английские власти послали 5 000 противогазов. Получился неплохой бизнес.