Современная авиация делится на два относительно не похожих друг на друга крыла. Речь идет, конечно, о вертолетах и самолетах. И у людей часто возникает вопрос: «А что будет если два воздушных гиганта столкнутся лицом к лицу в бою? Кто выйдет победителем?».
И хотя подобные сравнения не несут никакой смысловой нагрузки и являются объектом праздного интереса, все же они имеют место быть. Этому свидетельствуют официальные источники, хотя и по ним нельзя сделать конкретный вывод о том, какой род авиационной техники сильнее.
Цели и назначение
Если уже начинать сравнивать вертолеты и самолеты, то стоит сразу поставить рамки и анализировать характеристики именно боевых версий летающей техники. Так со стороны самолетов это будут истребители, ведь они наиболее приспособлены к воздушному бою. Среди вертолетов нет таких, которые «заточены» под бой с летающим противником. Поэтому с их стороны будет приводиться пример военных вертолетов.
И на первый взгляд у истребителя сразу выявляется ряд преимуществ над военными вертолетами. «Ястребы» быстрее летают и набирают высоту, у них специализированное вооружение и средства управления огнем. Кроме того, у них в наличии средства противодействия вражеским системам захвата цели и средства противоракетной борьбы.

Но тут стоит вспомнить, что вертолет – машина более маневренная, способная быстро менять траекторию полета или даже залетать в места с городской застройкой, тем самым сбивая прицел самолета или летящей ракеты. Также пилот вертолета может грамотно использовать складки местности.

Вертолеты редко оснащают ракетами «воздух-воздух», но на близких дистанциях вместо них сойдут и НУР или противотанковые ракеты. Имеются у вертолетов и авиационные пушки.
Самолету не надо много – он машина хрупкая. Современные вертолеты начали комплектовать противоракетными системами. Не говоря уже про банальные тепловые ловушки, которые сбивают цель ракетам с тепловым наведением.
Реальные примеры столкновения вертолетов с самолетами
Подобные случаи хоть и редки, но всякое случается в жизни: в небе вертолет не раз вступал в бой с самолетом. Самые массовые боестолкновения «вертушек» с самолетами зафиксированы в 1985 году в Анголе. В ходе гражданской войны одна сторона использовала советскую технику, другая – натовскую.

В результате российские Ми-25 регулярно обстреливались итальянскими истребителями «Импала». Почти во всех случаях вертолеты были уничтожены, и только один раз пилоту Ми-25 удалось повредить самолет. И то не фатально: вскоре «Импала» спокойно приземлилась на аэродроме.

Еще один интересный случай произошёл во время Ирано-иракской войны. Пилоту Ми-24 удалось выйти на оптимальную дистанцию боя и выпустить во вражеские самолеты ракеты Р-60. Снаряды полетели встречным курсом и пилотам самолетов не удалось вовремя сманеврировать. В итоге было сбито два самолета с одного вертолета. В 1992 году российскому пилоту удалось сбить с Ми-24 грузинский Су-25. Причем не ракетами, а авиационной пушкой.
Из всего выше описанного напрашивается вывод, что победа вертолета над самолетом полностью зависит от мастерства и навыков пилотов. А в современных реалиях даже умение пилотирования уходит на второй план – СУО становятся с каждым годом все совершеннее.