Летом 1941 г. советские бомбы «нанесли визит» в столицу Германии. Чтобы сбросить их на Берлин, пилоты дальней авиации были вынуждены преодолеть множество преград: вырваться из-под обстрела русских и неприятельских орудий ПВО, приземляться, где получится, а также идти домой через земли, оккупированные гитлеровцами.
Отважные полярники
Первый полет на Берлин проводила 81-я дальняя бомбардировочная воздушная дивизия под командованием командира бригады М. Водопьянова – одного из первых Героев СССР, арктического пилота с большим опытом. Он принимал участие в русско-финской войне, осуществляя ночные бомбардировочные полеты на «северном» ТБ-3. Пропустить бомбежку Берлина Водопьянов не мог.

Его напарником стал коренной эстонец Э.К. Пусэп – тоже опытный полярник. Атаковать вражескую столицу должны были 26 авиамашин – 10 ТБ-7 с 4-мя двигателями и 16 Ер-2. Однако все сразу пошло наперекосяк.
Технический отсек
В рейд отправлялись из окрестностей Санкт-Петербурга, с пушкинского аэродрома. Слабым местом самолетов были моторы. У ТБ-7 двигатели часто отказывали, а у Ер-2 – обладали слабой мощностью. В итоге один из Ер-2 потерпел крушение: чрезмерно перегруженный бомбами и топливом бомбардировщик не смог подняться в воздух до конца ВПП и прочертил носом по земле.

Самолет другой марки майора Егорова пострадал еще сильнее. Его 4-моторный ТБ-7 поднялся в воздух и стал увеличивать высоту, но внезапно перестали работать 2 правых двигателя. Авиамашина стремительно понеслась вниз. Приземлились жестко – жертвами стала половина команды.
В результате отбор на рейд на немецкую столицу прошли лишь 10 бомбардировщиков. Их приключения ждали впереди.
Обратная сторона секретности
Планируемый налет на Берлин держали в тайне. Советские ПВО и перехватчики об операции не оповестили. В итоге 50% самолетов попала под дружественный огонь.
Некоторым улыбнулась удача: русские истребители нанесли его машине легкий ущерб. Иные повредили гораздо сильнее: 1 ТБ-7 подбила артиллерия Балтийского флота и тот совершил аварийное приземление, а на Ер-2 напали перехватчики – в итоге команды самолетов были вынуждены катапультироваться.

Дополнительные сложности создавали моторы. Двигатели ломались, что серьезно повлияло на ход операции – на пушкинский аэродром возвратились лишь 2 машины. Еще 2 бомбардировщика сумели долететь до аэродромов в Обухове и Торжке. Других постигла неудача – их или подбили, или они потерпели крушение во время экстренной посадки.
Практически все уцелевшие при аварийных приземлениях сумели добраться в Россию. Исключение составил 1 бесследно исчезнувший Ер-2 и ТБ-7 ст. лейтенанта Панфилова. Бомбардировщик офицера приземлился в Финляндии, вблизи столицы. Летчики пытались дойти до линии фронта, но дорога была дальней. В результате их захватили в плен.
Налет
Все описанное случится позднее. Пока же советские самолеты летели к немецкой столице. До Берлина долетело 6 авиамашин, включая бомбардировщик Героя СССР. Еще один самолет до города не долетел, но скинул бомбы на первый же встретившийся ему мегаполис.
Причина такого поступка заключалась в том, что до подлета к стране Третьего Рейха у воздушного судна вышел из строя мотор. Когда самолет возвращался назад, у него сломался второй двигатель. Однако бомбардировщик все-таки с трудом долетел до Обухова.
Самолет Водопьянова сначала атаковали советские И-16, а затем вражеские ПВО в небе над столицей Германией. Возвращаясь назад, экипаж комбрига «нарвался» на Калининград (в то время – Кенигсберг). К нему авиамашина подлетела в виде решета.
Штурвал бомбардировщика работал плохо, а увертываться от ПВО главного города Восточной Пруссии было гораздо труднее. В ходе обстрела зенитки повредили бак с горючим. Через некоторое время из самолета пролилось около 1 т топлива.
Долететь до Пушкина было невозможно – оставалось лишь рассчитывать, что получится приземлиться на территории, которая не находится под контролем противника. Этого сделать не получилось – топливные баки опустели в небе над Эстонией.
Решили приземляться в чаще. На открытой местности враги бы быстро обнаружили пилотов, а оказаться в плену никто не жаждал. Сели сравнительно нормально: машина разбилась вдребезги, но люди уцелели. Для страховки остатки самолета сожгли, чтобы имитировать свою гибель. Потом советские летчики начали идти в Россию. Большим плюсом стало то, что Пусэп прекрасно говорил по-эстонски.
Поздно вечером, пока другие летчики скрывались, Эндель Карлович путешествовал по селам и спрашивал у их жителей дорогу. У этой истории счастливый конец – пилоты благополучно добрались до своих.
Разрушенные надежды
В результате потери операции были слишком большими. Из дюжины старавшихся подняться в воздух самолетов 2 сразу потерпели крушение и еще 6 – во время полета в Германию; 14 авиамашин вообще не смогли подняться в воздух.
Военное руководство в лице генерала Жигарева ясно представляло себе, что последует наказание. Требовалось найти ответственного за провал. Крайним хотели сделать Героя СССР, который руководил дивизией. Вдобавок во время составления письма в Кремль комбриг и его экипаж еще находились в Эстонии.
Что стало с Водопьяновым, никто не знал. Многие считали, что он погиб.
Затем знаменитый полярник «воскрес». Все понимали, что в фиаско операции свой вклад внесли плохие двигатели, плохая организация секретности и короткие сроки для проведения налета.
В результате нашли компромисс. В выпущенном приказе объявили выговор главе штаба 81-ой авиадивизии, Водопьянова поблагодарили за атаку на немецкую столицу и уволили с должности комдива. С этого момента он возглавлял только команду одной авиамашины.
Героя СССР это нисколько не расстроило. Командовать воздушными частями он не стремился. Водопьянов желал лишь сражаться с гитлеровцами. Эту возможность судьба ему предоставила еще неоднократно.
Полет на Берлин под командованием Водопьянова был вторым, 10 августа 1941 года. Первый полет состоялся 7 августа, под командованием Преображенского, на 15 самолетах ДБ-3 (ИЛ-4). Все экипажи вернулись без потерь.
Поддерживаю Леонида. Минно-торпедный полк Преображенского весьма удачно летал бомбить военные объекты Берлина с аэродрома Кагул на острове Эзель (Саарема) едва ли не до конца августа и нанес больший ущерб Германии чем вся американская и английская авиация за весь 41 год.
Летчики ВМФ хорошо подготовились и хорошо летали. И вообще ВМФ, благодаря своему командующему адмиралу Кузнецову (молодой адмирал на свой страх и риск объявил по всем флотам боевую готовность в ночь на 22 июня 41 г.) встретили нападение так, как могли встретить все, будь все командующие такие, как он. И тогда не было бы ни гигантских потерь, ни больших отступлений. Да и сейчас мы жили бы совсем по-другому…
Да-да! Николай Герасимович, был великим Человеком и Воином, светлая память ему………