Благодаря двум мировым войнам немцы прославились не только как прирождённые воины, но и как находчивые изобретатели. Причем изобретения сумрачного тевтонского гения порой поражали как своими масштабами, так и своей бесполезностью — это и «Колоссаль-Ваген», гигантский танк Первой мировой войны, и еще более гигантские танки «Маус» и «Ратте», проектировавшиеся в рамках «Оружия возмездия», и опередившие своё время.
Но военный проект, о котором пойдёт речь в этой статье, напротив, какими-то особыми масштабами не отличается, поражает своей скромностью и вполне заурядным внешним видом. Но на своё время он был достаточно революционен для того, чтобы быть единственным в своём роде, и достаточно бесполезен для того, чтобы стоить Германии миллионов рейхсмарок и многих проваленных операций. Итак, встречайте — самоходная мина на дистанционном управлении «Голиаф»!
Мина или танкетка?
Определить, чем же именно был «Голиаф» – миной или танкеткой — довольно трудно. По своему назначению (подрыв танков и пехотных полков) он был скорее мобильной миной, но размером и внешним видом напоминал миниатюрный танк. В наши дни «Голиаф» поочередно называют то танкеткой, то миной.
Грандиозный проект

Идея, как всегда, была по-тевтонски амбициозной: немцы планировали создание передвижной мины, которую можно было бы направлять прямиком под гусеницы вражеских танков и под нос зазевавшимся воякам, ликвидируя таким образом целые батальоны, даже не приближаясь к ним. С этой целью в 1940 году автокомпании Карла Боргварда и была поручена миссия по созданию машины, которая могла бы перевозить от 50 килограмм тротила. Такая машина в итоге и была создана, получив истинно библейское название «Голиаф». Однако её производство оказалось слишком дорогостоящим, а практический эффект от её применения, мягко говоря, не радовал.
Технические характеристики
Самой заметной особенностью этой чудо-машины были танковые гусеницы, которые вкупе со слабым коллекторным двигателем (позже замененным на двигатель внутреннего сгорания) позволяли ей развивать скорость чуть более 9 километров в час, что было слишком мало даже для того, чтобы догнать танк.
Управлялись «Голиафы» при помощи пультов, похожих на джойстики от современных приставок, подсоединенных к машинам при помощи длинного кабеля. Само собой, этот кабель при должной внимательности смотрящего легко выдавал местоположение оператора, управляющего танкеткой. 10-миллиметровая броня не спасала машину не только от взрыва простой гранаты, но и от прицельной пулеметной очереди. При должной сноровке «Голиафы» можно было легко вывести из строя, паля по ним из обычного стрелкового оружия. Словом, это был полный провал.
Применение во время войны

Впервые «Голиафы» были применены в битве на Курской дуге и уже тогда доказали свою полную неэффективность. Довольно быстро стало понятно, что подвести эту машину под танковую гусеницу практически нереально, а для использования в инженерных и диверсионных целях её заряд был слишком мал.
Применялись «Голиафы» и в некоторых других битвах, но их серийное производство довольно быстро было прекращено. За всю войну их было произведено чуть более семи с половиной тысяч, что довольно много и, учитывая высокую стоимость, затратно в финансовом плане. Сейчас эти мины выставляются в многочисленных военных музеях как напоминание о том, насколько непрактичной порой бывает немецкая гениальность.