Танковую бронетехнику ИС-2 можно смело назвать удачнейшим образцом советских боевых машин периода Великой Отечественной войны. По некоторым параметром он был лучше аналогов и стал прототипом всего танкостроения послевоенных лет. Машина, созданная в середине боевых действий, пережила своих предшественников и находилась в эксплуатации долгое время.
История создания танка
Конструкторами Челябинского завода еще с 1942 года реализовывался проект танка с характеристиками тяжелой и средней машины. Огневая мощь и броню планировалось подвести к показателям тяжелой техники, габариты и маневренность — к средней.
Предпосылки к созданию
После принятия на вооружение ИС-85 (Иосиф Сталин) и КВ-85 осенью 1943 года стало понятно, что боевого оснащения просто не хватает для отражения атак. Пушка Д-5 уступала по бронебойности KwK 42 L70 «Пантеры». Пробить броню «Тигра» она могла только в условиях нормального боя, при этом верхняя лобовая деталь не повреждалась.
Увеличение численности «Пантер» и необходимость прорыва укреплений противника требовало использования осколочно-фугасных снарядов. В приоритете у советских военных на то время были орудия Су-122, но не Су-85. К тому же, тяжелый танк ИС2 имел множество перспектив для установки мощной артиллерии.
Выбор вооружения
Письмо о необходимости переоснащения танка артсистемами калибра 107, 122 и 152 мм было направлено конструктором Ф. Петровым главному конструктору Ж. Котину ЧКЗ и опытного завода № 100 осенью 1943 года. Последний остановился на пушке А-19 с калибром 122 мм.
Параметры были выбраны не случайно. Ж. Котин основывался на итогах Курской битвы. Он пришел к выводу, что пушки А-19, которыми вооружен «Тигр», оказались самыми эффективными. Советским инженерам оставалось всего лишь поместить орудие в ограниченное пространство. В итоге ствол поставили при помощи круглой люльки, противооткатных механизмов и подъемника. Отдача орудия была уменьшена дульным тормозом.
Испытания
Прототип пушки Д-25 поставили на опытную модель ИС-1 на заводе № 100. Экспериментальный «Объект 40» с дульным тормозом на качество пробега и стрельбы проверяли на Чебаркульском полигоне. Т-образный дульный тормоз разорвался, поэтому заменен на двухкамерный по аналогии немецких танков.
На вооружение танк версии ИС-2 принят в 1943 году. На тестовых стрельбах ИС пробил лобовую броню трофейной «Пантеры» с 1,5 км, прошел через внутреннюю часть, выбил бронь с кормы и откинул ее. После таких показателей сразу же поступил в серийное производство и сходил к конвейера с декабря 1943 по июнь 1945 года.
Усиление защиты танка
В 1944 году модель оказалась в вынужденном бою, испытания прервали и на фронт отправились недоработанные машины. Ж. Котина отстранили от работы, но он довел экземпляры до удовлетворительного качества и возвращен на место главы ЧКЗ и завода № 100.
Поражения танка на фронте пушками калибра 88-м и противотанковыми немецкими орудиями 75-мм привели к необходимости усиления бронезащиты. Конструкторы столкнулись с нарушением балансировки при установке пушки 122-мм, и невозможности ручного поворота при крене в условиях дополнительного бронирования. В итоге:
- конструкцию башни не изменили;
- верхняя лобовая деталь со ступеньками заменена на выпрямленную;
- повысили толщину литой лобовой брони до 120 мм, бортовой — до 90 мм.
Интересно! Уязвимым местом танка осталась нижняя лобовая часть.
Дальнейшие работы
Изыскания и тестирования защиты тяжелого танка параллельно проводили два коллектива под руководством Ж. Котина — инженеры завода № 100 и ЧКЗ. На основе объединенных проектов в серийное производство поступил «Объект 703», модернизированная версия с кардинально измененной защитой брони.
Описание конструкции
Тяжелый советский танк модификации ИС-2 был рассчитан на 4 члена экипажа. Механик-водитель располагался в носу, между топливных баков, отвечал за смотровой люк-пробку и призменные перископы башни.
В башне сидели наводчик, командир по левому борту и заряжающий по правому борту. Командир вел наблюдение из 6 смотровых отверстий, заряжающий — из перископа. Эвакуационный отсек был в дне корпуса, за местом мехвода.
Компоновка
Как большинство других советских тяжелых машин ИС выпускался классической компоновке. От носа к корме бронированный корпус делился на секторы управления, боевого и моторно-трансмиссионного управления. Орудия, боеприпасы и часть топливных баков располагались в месте соединения корпуса и башни. Корма отводилась для трансмиссии и двигателя.
Компоновка в сравнении с «Тигром» была плотнее, поэтому некоторые резервуары с горючим были в боевом отделении. В этом случае имелись риски возгорания, при которых раненый танкист не мог покинуть горящую машину. Башня в носовой части корпуса в комплексе с длинной пушкой мешала форсировать рвы и контрэскарпы. Движение происходило при развороте пушки назад, что приводило к потере огневой мощи. У немецких моделей башня выносилась в центр бронекорпуса.

Броневой корпус и башни
Создатель тяжелого танка модификации ИС-2 разработал броневую противоснарядную дифференцированную защиту. Для сварки всех частей, кроме лобовой, использовались катаные бронеплиты 20, 30, 90 и 60 мм в толщину. Верхняя лобовая деталь была разной в зависимости от года выпуска:
- машины 1943 года отличались литой ступенчатой деталью с толщиной на различных участках 60-120 мм;
- вооружение 1944 года имело снарядостойкую переднюю броню спрямленного типа. Для нее использовали бронеплиты (верхняя суживалась к виде трапеции). Толщина брони — 120 мм;
- образцы 2-й половины 1944 года сохранили спрямленную броню, но ее толщина стала составлять уже 90 мм.
Для соединения лобовой детали с остальными применяли технологию сварки.
Башня была обтекаемой и отличалась:
- сложностью формы отливки;
- расположением бортов 90 мм в толщину по вертикали и под углом (повышалась снарядоустойчивость);
- отдельным отливом части для орудия и дальнейшей сваркой с другими узлами;
- цилиндрической маской катаной бронеплиты с отверстиями для пушки, прицела, спаренного пулемета;
- установкой на погон 1800 мм в диаметре — находилась в броневой крыше;
- фиксация захвата для предотвращения сваливания при крене или опрокидывании машины;
- утопленной поверхностью соприкосновения нижнего погона с верхним погоном бронекорпуса.
При ремонте и обслуживании машины верхняя бронеплита кормы откидывалась с помощью петель. Ограничители балансирного хода, кронштейны подвески, бонки поддержки катков, монтажный стопор гусеничного механизма приваривались к бронекорпусу.
Вооружение
Основное вооружение танка — пушка ДТ-5 с калибром 122 мм, установленная на цапфах башни. Углы наводки — вертикальные, от −3 до +20 градусов, выстрелы делались при помощи механического или электроспуска. Боекомплект орудия рассчитан на 28 выстрелов раздельного заряжания, состоящий из:
- снаряда БР-471 — остроголовый, бронебойный, трассирующий, в составе — 156 г тротила;
- снаряда БР-471Б — остроголовый (баллистический наконечник), бронебойный;
- ОФД-471 — пушечная осколочно-фугасная граната, ВВ — тротил или аммотол массой 3 кг.
Вспомогательное вооружение машины включало:
- 3 пулемета ДТ калибром 7,62 мм — спаренный с основным орудием в шаровой установке, приливе задней части башни и курсовой неподвижного типа;
- боекомплект с огнестрельному оружию — 2520 патронов в дисковых магазинах;
- зенитный пулемет ДШК калибра 12,7 мм — устанавливался с зимы 1945 года;
- боекомплект к ДШК — 250 патронов в лентах.
Самооборона экипажа обеспечивалась ручными гранатами Ф-1. Иногда танкистам выдавался пистолет с сигнальными ракетами.

Защищенность
53 % от всей брони танка занимала бронезащита башни и корпуса. У немецких танков «Пантера» и «Тигр» 1-й модификации этот показатель равнялся 46,3 и 38,5 %. Лучше ИС-2 по степени защищенности был только «Тигр-2» — 54,7%.
Лобовые части машины могли пробить:
- верхнюю деталь носа со ступеньками — калиберные бронебойные снаряды 88 мм с расстояния от 1000 до 1200 м; 75 мм — с 800-900 м, и пушки Pak 40 (75 мм) с 400 м;
- спрямленную часть — 75 мм снаряд с близкого расстояния;
- литой нос 120 мм в толщину — пушка калибра 88 мм не пробивала даже в упор;
- катаный нос толщиной 90 мм — пушки калибра 88 мм с 450 м;
- нижнюю лобовую часть — 75-мм снаряд с 785 м;
- маску пушки 100 мм толщиной — орудия 75-мм калибра с 1000 м.
Интересно! Модификации 1945 года не пробивались даже 88-мм снарядами.
Двигатель
Тяжелый танк имел четырехтактный V-образный мотор с 12-ю цилиндрами мощностью 520 лошадей. Он работал на ДТ и запускался при помощи инерционного стартера вручную, электроприводом, сжатым воздухом. В качестве электропривода задействовался дополнительный двигатель мощностью 0,88 кВт. Подогревающие системы обеспечивали скорость запуска мотора в холодную погоду и подогрев боевого отделения. Емкостей для топлива было 3. Два находились боевой секции, 1 — в моторно-трансмиссионном.
Трансмиссия
Трансмиссия, как и приводы управления — механического типа. Трансмиссионная группа включала:
- главный фрикцион — многодисковый, работающий по принципу сухого трения («сталь по феродо»);
- КПП — четырехступенчатую с демультипликатором, позволяла делать 8 передач вперед и 2 — назад;
- бортовые планетарные поворотные механизмы — два узла оснащались многодисковым фрикционом блокировки (трение «сталь по стали») и ленточным тормозом;
- двухрядные комбинированные редукторы — 2 бортовые детали.
Интересно! Планетарные механизмы поворота до этой модификации в танкостроении не использовались.
Ходовая часть
Индивидуальная торсионная подвеска применялась для каждого из двускатных опорных катков (всего 6 шт., располагались по каждому борту). Напротив них к бронированному корпусу приваривались балансирные ограничители.
Зубчатые венцы цевочного зацепления на ведущих колесах — съемные, находились сзади. Ленивцы сконструированы по аналогии катков опоры. Верхнюю ветвь гусеницы поддерживали 3 малых цельнолитых катка. Гусеница с винтовым механизмом натяжения состояла и 86 траков шириной 6,5 см с одним гребнем.
Электрооборудование
Электропроводка — однопроводная, в качестве второго провода задействовался бронекорпус. Источники энергии — генератор, реле-регулятор, 2 АКБ с последовательным соединением. Потребителями энергии являлись:
- электрический мотор, поворачивающий башню;
- подсветка — внутренняя, наружная, прицельная, измерительных приборов;
- сигнализация — наружная, цепь от экипажа к десанту;
- КИП — вольтметр и амперметр;
- электрический спуск пулеметов и пушки;
- связь — внутренний переговорник и радиостанция;
- моторная электрика.
Мощность энергетической установки составляла 12 и 24 В, емкость батареи — 128 А/ч.
Средства наблюдения и прицелы
Обзор из люка командира и с пункта заряжающего велся при помощи перископа Mk IV. Механик-водителей моделей, выпущенных в 1943 году, наблюдал через триплексный смотровой прибор с броненакладкой. Он скрывался в люке-пробке или выдвигался вперед. У поздних версий прибор убрали, заменив его смотровым устройством со стеклоблоком в щели лобовой плиты.
Контроль направления огня производился из телескопического орудийного прицела ТШ-17 и перископа Mk IV. У кормового прицела ДТ устанавливалась снайперская оптика с увеличением 3х, у зенитного ДШК — коллиматорная.
Средства связи
Оснащение машины включало:
- радиостанцию 10Р — работала на частоте 3,75-6 МГц, в условиях стоянки сигнал передавался на 20-25 км. Дальность связи достигалась телеграфом с системой кодирования. Разговор велся на двух фиксированных частотах%
- радиостанцию 10РК — позднюю версию с плавным выбором частоты, 16-ю кварцевыми резонаторами. Дальность передачи сигнала — от 20 до 25 км;
- внутренний переговорник ТПУ 4-Бис на 4 абонента — экипаж мог разговаривать в условиях шума, для связи через радиостанцию подключались шлемофоны.
Для запитки приборов связи использовалась электросеть с напряжением 24 В.
Маневренность
Дизель на 520 л.с. и вес 46 т позволяли развивать максимальную скорость 35 км/ч. В отличии от немецких танков, модель была лучше приспособлена к условиям бездорожья.
Применение в бою
Успех наступления Красной Армии на протяжении 1944 года в некоторой степени обеспечивал данный тяжелый танк. Изначально несколько машин действовало в рамках гвардейского полка (4 роты по 5 единиц). Вооружение выполняло задачи наступления, вступало в бой вместе с пехотой, при отсутствии сопротивления противника применялось для прорыва.
В режиме наступления ИС отводилась роль фаланговой защиты и отражения контратак немецких машин. Образцы захватывали дороги, опорные пункты, наступали в первом эшелоне. Движение выполнялось сзади боевого порядка, колонной и группами.
Выстроенные в шахматном порядке танки вытягивались в ширину на 1,5-2 км, подавляли огневые точки и артиллерию противника. На практике небольшое число тяжелых танков располагалось в переднем крае вместе с Т-34, основные силы сосредотачивались в тылу.

Модификации
На базе тяжелого танка выпускались:
- истребитель ИСУ-122 (с 1944 года) — вооружался пушкой 122-мм с габаритными устройствами противоотката;
- ИСУ-122С — самоходка, отличалась длинным стволом орудия — пушки Д-25С;
- ИСУ-152 — в этом случае машина была прототипом. Объект 241 изготовили еще осенью 1943 г.;
- ИС-2Ш, или ИС-М — проектная версия модели с кормовым боевым отделением и длинноствольным орудием. Броню лба планировали сделать 200 мм в толщину, а экипаж увеличить до 5 человек.
Работа над модернизированной версией остановилась после Объектов 252 и 253, которые также остались на стадии проекта.

ТТХ в сравнении с аналогами противника
ТТХ советского танка модели ИС-2 целесообразно рассматривать в сравнении с конкурентами, поскольку в период Великой Отечественной войны задействовались все машины.
Характеристики | ИС-2 | Pz.Kpfw. VI Ausf. B Тигр-2 | PzKpfw V Пантера | PzKpfw VI Ausf. H1 Тигр |
Боевая масса | 46 т | 70 т | 44,8 т | 57т |
Длина по корпусу (с пушкой) | 9830 мм | 10286 мм | 8660 мм | 8490 мм |
Высота | 2690 мм | 3755 мм | 2995 мм | 2930 мм |
Ширина | 3070 мм | 3755 мм | 3270 мм | 3705 мм |
Максимальная толщина брони | 120мм | 150 мм | 110 мм | 100 мм |
Вооружение | Пушка ДТ-25 | Пушка KwK 43 L/71 | Пушка KwK 42 | Пушка KwK 36 L/56 |
Пулемет ДТ (3 шт.) | Пулемет MG-34 (2 шт.) | Пулемет MG-42 (2 шт.) | Пулемет MG-34 (2-3 шт.) | |
Пулемет ДШК | Пулемет MG-42 | Мортира противотанкового действия S-типа | ||
Максимальная скорость по шоссе | 37 км/ч | 41,5 км/ч | 55 км/ч | 44 км/ч |
Запас хода по шоссе | 240 км | 150 км | 250 км | 195 км |
Мощность двигателя | 520 л.с. | 700 л.с. | 700 л.с. | 700 л.с. |
Калибр пушки | 122 мм | 88 мм | 75 мм | 88 мм |
По массе и габаритам советская модель значительно уступала Тигру 2-й версии — своему единственному достойному противнику. Количество лошадей у немецких танков больше, но ИС-2 оказался меньше, компактнее, что означало лучшую проходимость.
Боекомплект «Тигра» лучше, как и бронезащита, но его пушка не могла пробить броню противника.
ИС-2 в массовой культуре
Тяжелый танк задействовался в фильмах «Отец солдата» как самостоятельная модель. В нескольких кинолентах прошел рестайлинг, чтобы изобразить другие машины. В «Блокаде» — КВ-1, в «Танке «Клим Ворошилов» — КВ-2, в «На войне как на войне» — Пантеру, в «Белом тигре» — Тигра. Команда «Правда» из мультика-аниме Girls und Panzer каталась именно на этой модели.
Создатели компьютерных игр — симуляторов, стратегий идеализируют ИС-2, отражая далеко не реальные ТТХ. Танк можно увидеть в World of Tanks, Блицкриг, Sudden Strike, Order of War, R.U.S.E. и других.
Советская тяжелая машина стала достойным наследником штурмовика КВ-2. При массивности и внешней неповоротливости вооружение оказалось эффективным во время наступления. Подвижность, хорошая защита и мощная дальнобойная пушка сделали танк настоящей ударной силой Красной Армии.