Дирижабли с золотым грузом, авианосные арктические танки, ледоколы на реактивном двигателе, ядерное оружия для создания трасс…
Можно подумать, что все перечисленное является плодом чьего-то бурного воображения. Однако на самом деле это действительно существовавшие проекты, всерьез предлагавшиеся в Советском Союзе для освоения Северного Полюса.

В первой половине 1930-х гг. СССР всерьез задумался над покорением Арктики. Стимулом столь неожиданно возникшего интереса стала оккупация японцами Маньчжурии. Теперь Страна восходящего солнца в случае весьма возможной войны с Россией могла совершенно свободно перекрыть Транссибирскую дорогу и блокировать дальневосточные регионы России.
Вдобавок стране Советов были необходимы деньги на улучшение производства. Финансов требовалось немало. Быстро получить их можно было только с бескрайних просторов Сибири, европейского Севера и дальневосточных регионов, в т.ч. арктических земель от Чукотки до Кольского полуострова. Однако данные территории являлись труднодоступными и были покрыты вечной мерзлотой.
В связи с этим первоначально требовалось сделать Север комфортным для обитания.
Однако классические методы покорения Арктики заняли бы много лет. Соответственно, необходимо было изобрести нечто очень неординарное.
1930-е годы являлись очень необычным периодом. Эпохой, когда жизнеописание ученых выглядело более захватывающе, чем сюжет приключенческой повести, профессиональные военнослужащие сочиняли военную фантастику, а писатели-фантасты создавали настоящую технику.
Цеппелины и бронетехника
Весьма многообещающими выглядели цеппелины, теоретически способные менее чем за 72 ч пролететь от Санкт-Петербурга до Харбина (КНР). Всерьез задумывались над созданием воздушного флота для транспортировки драгоценных металлов и камней, а также пушнины.
Над русским Севером в небе кружил «Граф Цеппелин» – самый большой на свете дирижабль из Германии. Итальянский любитель дирижаблей Нобиле предлагал Советскому Союзу свои цеппелины.

На разработку армады из 59 цеппелинов планировали выделить около полумиллиарда (468 000 000) рублей. Для сравнения: Беломорканал стоил в 8 раз меньше. На 100 000 000 руб. в те годы была возможность создать 1 000 моделей магистральных воздушных машин с 3-мя двигателями АНТ-9.
Но на практике первый русский цеппелин «Московский химик-резинщик» подвергся обстрелу со стороны бдительных сторожей военного предприятия. Дирижаблю пришлось сесть на землю.
После трагедии, случившейся в конце зимы 1937 – 1938 гг. с самым большим советским цеппелином В-6, короткая эпоха дирижаблей закончилась навсегда. Проект электролета 1943 г. – с передачей электроэнергии от наземных станций на приемные вибраторы – не претворили в жизнь по сей день.
На морских просторах ледоколы предлагалось оборудовать гусеницами (корабль залезает на лед и крошит его сверху), шнеками, гидромониторами, размывающими ледовый слой, а после Великой Отечественной – 10 реактивными моторами.
Для земли (точнее ледового слоя), научное светило Г. Покровский с 1936 г. создавал проект «арктических бронемашин», работающих на дизельном моторе. Предполагалось, что данная бронетехника будет передвигаться на гусеницах и обладать массой от 10 000 до 1 000 000 кг.
При этом гигантская версия, согласно замыслу профессора, оборудовалась катапультой для авиамашин, плавсредствами, аэросанями и маленьким танком на палубе, способным передвигаться по земле и под водой. Между прочим, Покровский рисовал подобные невероятные проекты в издании «Техника – молодежи».

В 1938 г. команда конструкторов вынесла на обсуждение проект ледяной дороги, ведущей из столицы в Комсомольск-на-Амуре через Архангельск. В тоннелях изо льда цельнометаллические вагоны обтекаемой формы на полозьях должны были набирать скорость до пятисот километров в час. В роли движущей силы в конструкции выступали паровые турбины на жидком H2 и O2 при мощности двигателей в 5 тыс. л.с.
Мирный отечественный атом
В начале лета 1946 г. действительный член Географического общества советской Академии Наук Пекарский предложил создать путь от Новой Земли до Аляски с помощью авиамашины, заполненной ядерными бомбами. Согласно замыслу ученого, самолет должен был разбомбить лед. Любопытно, что в то время атомной бомбы в Советском Союзе еще не существовало.
Спустя 8 лет в публикации Покровского рассказано о том, что бригада русских рабочих возводит плотину объемом в 10 км3 на сибирской территории. По сути – искусственный горный хребет. Как?
Взорвав систему из 70 ядерных зарядов и 5 очень мощных водородных зарядов. Ученый, дослужившийся к этому моменту до звания генерал-майора инженерно-технического ведомства, отлично разбирался во взрывах и современной технике.
Разумеется, всем было известно о существовании радиации, но принимали во внимание ее угасание и полагали, что уже к началу предстоящего года плотина будет безопасна для граждан.
В 1975 г. ученый считал, что на создание плотины в Беринговом проливе уйдет не больше 2 сек., поскольку НТП постоянно двигался. При этом львиную долю радиоактивных отходов законсервировали бы внутри сооружения.

К несчастью, большая часть этих фантастических разработок в результате так и не стала реальностью, сохранившись лишь на страницах научных журналов и произведений писателей-фантастов.