В истории древнего востока особое место занимает Пергамское царство, славное религиозно-мистическими тайнами. Пергам упоминается в Ветхом Завете. В новозаветные времена там жестоко казнили Антипу Пергамского – преданного последователя апостола Иоанна. Наверное, из-за этого в «Откровении» Иоанна Богослова Пергам фигурирует как место, где находится «престол Сатаны».
Во времена «археологической лихорадки» конца XIX века каменный артефакт вывезен в Берлин, где и экспонировался как культурная ценность до 1945 года. После Победы объект, в числе других культурных трофеев был вывезен в СССР и 13 лет стоял в закрытом зале Эрмитажа.
Исторические приключения Пергамского алтаря
Распад империи Александра Великого создал предпосылки для выделения Пергама в отдельное государство. Вскоре царство стало на столетия верным вассалом Великого Рима. Здесь, как и метрополии жестоко преследовали христиан. В первом веке нашей эры слухи о жестоком избиении последователей Иисуса Христа разошелся по всей ойкумене и достиг острова Патмос, где ссыльный Иоанн Богослов назвал Пергам обиталищем «престола Сатаны».

Принято считать, что это 120-метровый скульптурный ансамбль – жертвенник богу Зевсу второго века до н.э., на котором ежедневно приносились кровавые жертвоприношения. Шли века: каменный ансамбль становился то частью крепостных укреплений во времена Юстиниана, то покрывался песком забвения, а вокруг него молва создавала ореол бесовщины.
В конце XIX века немецкий археолог Карл Хуман обнаружил античный шедевр и перевез его в Берлин, где в 20-х годах XX. Невзирая на протесты христианских организаций, для него был построен специальный «Пергамон-музей».
Советская история «престола Сатаны»
Победа в Великой Отечественной войне дала нашим музеям возможность пополнить свои экспозиции мировыми шедеврами на вполне законных основаниях. Вот и пергамский алтарь пришелся по вкусу искусствоведу Игорю Грабарю, предложившему вывезти огромный (длиной 36 м., шириной 20 м. и высотой 9 м.) жертвенник в Ленинград.
Несмотря на то, что сам И. С. Тургенев призывал «истинных любителей красоты» преклонять колени перед Пергамским алтарём, следующие 13 лет жертвенник простоял в отдаленном уголке Эрмитажа без допуска зрителей.
Тем не менее интриги вокруг «престола Сатаны» развивались совсем не шутейные. Конспирологические теории одна за другой опутывали исторический артефакт волею судеб занесенный в «Северную Пальмиру». От попыток связать большевиков с оккультистами-сатанистами, до слухов о том, что архитектор Щусев при строительстве мавзолея Ленина опирался на образы пергамского алтаря.
Мало того, европейская история жертвенника изобилует мистическим оккультизмом новоявленных магов и заклинателей (А. Кроули, Л.Хирсинг).
Отбросив мистику, можно констатировать факт того, что начатый Хрущевым процесс реституции трофейных произведений искусства затронул и пергамский алтарь. В 1958 году «престол Сатаны» вернули в Берлинский Пергамон-музей.
Взамен получили копию сооружения из гипса, которую только в 2002 году выставили на всеобщее обозрение в питерской академии им. А.Л. Штиглица. Интересно, что в последнее время турки настойчиво требуют вернуть украденный К. Хуманом объект. К чему бы это?
У вас толковые статьи, захожу к вам частенько,наши американские друзья.