Советский грузовой автомобиль ЗиЛ-131 с военной рессорой по праву называется легендой. Эти машины успешно используются для разных задач по сей день, не уступая современным аналогам. Успех грузовика заключается в превосходных технических характеристиках.
История автомобиля ЗиЛ-131
ЗиЛ-131 начал разрабатываться совместно с модернизацией грузового автомобиля ЗиЛ-151.
- Перед началом разработки были созданы два грузовика Зис-128 и Зис-128А, которые использовались, как подопытные варианты для отработки различных решений. В итоге появился первый опытный экземпляр Зил-131 в 1956 году.
- Новая машина была во многом унифицирована в соответствии с гражданским ЗиЛ-130. Конструкторами разрабатывалось два варианта: первый (ЗиЛ-131) — это тягач для артиллерии, а второй (ЗиЛ-131А) комплектовался тентом для доставки вооруженного состава. В самом начале разработки, инженеры не внесли подкачку колес при движении машины.
- В роли силового агрегата на опытных грузовиках выступал шестицилиндровый двигатель ЗиЛ-Э130, который также был опытным вариантом. В итоге он не был запущен в серийное производство и 131-ый ЗиЛ начали оснащать двигателем с ЗиЛ-130.
- Одним из самых важных условий являлась повышенная проходимость по бродам. По этой причине трансмиссионные узлы герметизировались специальной пастой. В конструкции использовалась такая электроника, которая могла работать во влажных условиях. Также она имела дополнительную защиту.
- ЗиЛ-131 и 131А испытывались в 1959 году. Министерство обороны решило отказаться от тягача и взять на вооружение ЗиЛ-131А, который в дальнейшем был переименован в ЗиЛ-131. В 1971 году 131А получила гражданская версия.
- Технически освоить машину было не просто, и первая партия была отправлена лишь в 1966 году. Грузовики собирали до 1994 года в Москве. Помимо завода в Москве, они собирались в Новоуральском машиностроительном заводе УАМЗ.
Начиная с 1994 года, в свет вышли улучшенные варианты с другой кабиной и различными вариантами моторов. Производство было закончено в 2016 году.
Внешний вид и кабина
Большая часть грузовиков ЗиЛ имели капотный вариант расположения двигателя и узлов. То же самое касалось и ЗиЛ-131. Салон был идентичен 130-ой версии, но оформление было цвета «хаки».
Кабина грузового автомобиля имеет цельнометаллическую конструкцию, как и у предшественника. Изменения понесла передняя часть, которая была позаимствована у ЗиЛ-165. Крылья и решетка стала более простой, но строгой.
Для тех лет дизайн грузовика был революционным. Такая конструкция применялась почти 40 лет. За все время, ЗиЛ-131 понес незначительные изменения. Главным изменением считалось панорамное лобовое стекло, так как ранее использовались разделенные окна.
Разработчики не видели смысла в том, чтобы спрятать двигатель под кабину. На гражданских версиях это сделано с той целью, чтобы уменьшить длину грузовика. Для военного варианта это не столь принципиально. Капотный вариант имеет множество преимуществ:
- в полевых условиях для ремонта или обслуживания капотный вариант более удобен;
- в случае повреждения ДВС, который находится под кабиной, создается повышенная опасность.
Одноклассником и внешне похожим грузовым автомобилем является Урал-375. Машины обе были схожи, так как создавались в одном государстве на госпредприятиях. Различия были только техническими.
Кузов того времени включал в себя стандартную конструкцию, в которую входили две скамейки — одна откидная и одна съемная. Для посадки и высадки состава использовался откидной борт сзади. Каркасом для тента служили специальные натяжные дуги. Помимо этого, конструкция грузовика позволяла установить и другие военные модули — полевую кухню, радиостанцию, «С-125», медпункт, ракетные установки (например, «Катюша») и другие установки. Среди гражданских версий встречались пожарные машины и стрелы с люлькой.
Конструкторы также позаботились о комфорте водителя и пассажиров кабины. Улучшенная теплоизоляция позволяет сохранять благоприятную температуру даже в лютые морозы. Лобовое стекло без разделителя существенно улучшило обзорность.
Водительское место было отделено от пассажирского дивана и регулировалось по высоте, вылету и углу наклона. На приборной панели имелись следующие контрольно-измерительные приборы:
- количество топлива;
- вольтметр/амперметр;
- спидометр;
- давление масла;
- температура двигателя;
- тахометр.
В отличие от легковых автомобилей, у ЗиЛ-131 на рулевой колонке был лишь один орган управления — указатель поворотов. Благодаря большим зеркалам, грузовик имеет хорошую обзорность, уменьшая слепую зону до минимума.
Технические характеристики
Двигатель
ЗиЛ-131 разрабатывался для перемещения по бездорожью. По этой причине мотор должен обладать достаточной мощностью. Поскольку в наличии подходящих силовых установок не было, пришлось разрабатывать новый ДВС. Новый карбюраторный двигатель ЗиЛ-5081 был поставлен на серийное производство и в итоге им начали комплектовать 131-ый ЗиЛ.
8-ми цилиндровый мотор с мощностью в 150 л.с. имел V-образное расположение цилиндров. Разработчики внесли конструктивную особенность, которой является удлиненный маслоприемник и картер, имеющий другую форму. Данные изменения позволяют работать с продольными наклонами до 30 градусов и поперечными до 20 градусов.
Объем ДВС составляет 5,996 л. Степень сжатия — 6,5. Поскольку автомобиль военный и должен выдерживать жесткие условия эксплуатации, все стыки двигателя обрабатывались специальной пастой. Некоторые отдельные варианты оснащались блоком и поршневой от двигателя ЗиЛ-375.
Модернизированные версии ЗиЛ-131Н комплектовались таким же мотором, но с измененной головкой блока. Их главным изменением были каналы газораспределения винтовой формы. Благодаря этим изменениям снизился расход бензина и увеличилась надежность. В 1992 году машины стали комплектоваться дизельными двигателями Д-245 Минского завода. Их мощность составляла 105-108 л.с. Также на грузовики устанавливались 132-сильные турбодизельные агрегаты ЗиЛ-0550. Небольшое количество грузовиков получило импортный мотор Perkins Phaser 145T. Его мощность составляла 143 лошадиных силы.

Гидравлика и рулевое управление
Единственное место, где используется гидравлика — это рулевое управление. В основу рулевого редуктора стала схема винта с гайкой. Такой же вариант используется в гражданской версии ЗиЛ-130.
Полная гидравлика предусматривалась для одного варианта — сидячего тягача, где она выступала в роли привода колес активного полуприцепа.
Шестеренный насос приводился в движении при помощи ДВС через редуктор отбора мощности. Жидкость, проходящая через насос, подавалась к гидромоторам под давлением в 150 Мпа. Далее, она возвращалась обратно в баки.
Трансмиссия
ЗиЛ-131 оснащается сцеплением сухого типа. Всю работы выполняет один диск. Механическая коробка передач имеет 5 скоростей. Все, кроме 4-ой синхронизированы. Для бездорожья используется раздаточная коробка в 2-ух скоростях для распределения оборотов по осям. Соединения картера и коробки обработаны специальной герметизирующей пастой.
Средний мост соединен с редуктором при помощи одного длинного вала. Второй короткий вал соединяет средний мост. Передний мост вступает в работу при ручном включении или при включении пониженной передачи в раздаточном редукторе.
Для привода лебедки используется основная МКПП, которая имеет односкоростной редуктор отбора мощности. Включить его можно при помощи электропневматического оборудования из кабины.
Электросистема
Все основные узлы, находящиеся в зоне попадания влаги, имеют дополнительную защиту и надежно загерметизированы. Рабочее напряжение вездехода составляет 12В. Минус подключен на корпус. Для снижения риска возникновения помех, грузовик имеет специальные экраны для их отвода.
Подвеска и рама
Передняя подвеска имеет зависимый тип, который работает при помощи двух рессор, концы которых скользят. Для плавного гашения колебаний используются амортизаторы. Задняя подвеска включает в себя две рессоры и шесть штанг.
Конструкция является балансирной. Барабанная тормозная система имеет пневматический и механический привод.
Штампованная и клепаная рама грузовика включает в себя лонжероны швеллерного сечения. Они соединяются между собой при помощи штампованных поперечин. В задней части располагается крюк, включающий в себя резиновый амортизатор. Спереди есть два жестких буксирных крюка.
Кабина
Кабина выполнена из цельного металла. Помещает помимо водителя еще двоих человек. Отапливается при помощи водяной системы, которая взаимодействует с охлаждающей системой двигателя. Управление отопителем кабины происходит при помощи специальной ручки, которая находится на щите кабины.
На заметку! Кабина вентилируется при помощи опускающихся стекол, форточек и канала в правом брызговике крыла.
Мосты грузовика
Балки ведущих мостов выполнены из сверхпрочной стали. Каждая балка представляет собой две сваренные половинки. На конце приварены фланцы и крышка. В конструкцию моста входят карданные валы, которых всего 4. Каждый из них включает в себя шарнир на игольчатых подшипниках.
Передний мост включается автоматически при включении понижающей передачи в раздаточной коробке или при помощи включения передачи переключателем. Если задействован передний мост, то водитель оповещается контрольной лампой. Пневмопривод моста вступает в работу, когда запускается понижающая передача, входящая в раздаточную коробку.
Конструкция шасси и колесная форма
В конструкцию шасси включаются следующие узлы и системы:
- ходовая часть;
- механизм управления;
- трансмиссия.
Ходовая часть делится на раму, оси и подвеску. Механизм управления — это элементы, влияющие на движение грузовика — рулевое управление с гидроусилителем и тормозная система.
Трансмиссия у ЗиЛ-131 двойная. Передаточное число главной передачи составляет 7.34.
ЗиЛ-131 — это полноприводной грузовик, имеющий колесную формулу 6×6. Колесная база — 3350 + 1250 мм. Размер колеи всех трех осей одинаков — 1820 мм. Разворот при сухой дороге с выключенным передним мостом от переднего внешнего колеса составляет 10,2 м.
Грузовая платформа и кузов базового
Нередко можно было встретить грузовик с деревянной платформой, которая предназначалась для перевозки различных грузов. Для укрепления конструкции использовалась металлическая оковка и поперечные брусья основания. Открываться мог только задний борт.
Для перевозки людей использовался вариант со скамейками. Они крепились к решетке боковых бортов и вмещали в себя 16 мест. Имелась также съёмная скамейка на дополнительные 8 мест. Кузов затягивался тентом на устанавливаемые дуги.
Тормозная система
Тормоза срабатывают при помощи пневматического привода. Барабанные тормоза устанавливаются на каждое колесо. Ручной тормоз расположен на выходе раздаточного редуктора.
В тормозных камерах для слива воды имеются дренажные системы, так как после преодоления водных преград, жидкость могла оставаться в тормозной камере.
Характеристики силовой установки
Мотор обладает следующими техническими характеристиками:
- объем — 5,97 л;
- мощность — 150 л.с.;
- максимальный крутящий момент — 402 Нм;
- частота вращения — 3200 оборотов в минуту;
- диаметр цилиндра — 100 мм;
- степень сжатия — 6,5.
Для очистки воздуха в двигатель используется пеномасляный фильтр. Очистка происходит в три ступени.
Варианты надстроек
Как ранее было указано, грузовик оснащался деревянной платформой для перевозки грузов или деревянной платформой с тентом для перевозки людей. Помимо этого, на ЗиЛ-131 нередко устанавливался закрытый фургон или КУНГ.
Внутри грузового автомобиля могло располагаться различное оборудование для ремонта, связи, наблюдения и т.д. Фургон имел свою систему отопления. Воздухозаборники оснащались фильтрами.
Габариты и грузоподъемность ЗиЛ-131
ЗиЛ-131 имел следующие технические характеристики:
Размеры грузовика | 7,04×2,5×2,48м |
Платформа | Длина — 3,6м, ширина — 2,322м, высота — 0,346м |
Высота с тентом | 0,569м |
Высота погрузки | 1,43м |
Дорожный просвет | 0,33м |
Колесная база | 3,35м |
Наружный радиус поворота | 10,2м |
Максимальный преодолеваемый брод | 1,4м |
Максимальный преодолеваемый подъем | 30 градусов |
Длина лебедки | 50м |
Грузоподъемность на асфальте | 5т |
Грузоподъемность при пересечении грунтовой дороги | 3,5т |
Максимальный вес прицепа | 4т |
Снаряженная масса грузовой машины | 10,425т |
Расход топлива
Машина имеет довольно большой расход топлива, если ее сравнивать с современными аналогами. При скорости 60 км/ч по асфальтовой дороге расход составляет 46,7 л на 100 км в комплектации автопоезда или 35л если машина в обычной комплектации.
Грузовик может преодолеть от 600 до 630 км благодаря двум бакам с объемом по 170 литров каждый.

Цена
Несмотря на то что конструкция Зила во многом устарела, она все равно обладает превосходными характеристиками, надежностью и хорошей ценой. Новый грузовик приобрести не получится, так как его производство уже завершилось.
Стоимость ЗиЛ-131 зависит от года, пробега, общего состояния и установленного оборудования. Старый грузовик 1985 года с пробегом в 400 000 км можно купить за 150-200 тысяч рублей. Варианты посвежее (2000-2003 года) и с меньшим пробегом (100-150 тысяч км) — можно найти за 400-500 тысяч рублей.
Однако решающую роль цены решает установленное оборудование. Варианты с установленной буровой установкой могут обойтись в 1,5-2 млн рублей. Средняя стоимость у автовышки — грузовик с таким оборудованием стоит от 500 до 700 тысяч рублей.
Известные модификации автомобиля ЗиЛ-131
Одной из самых распространенных и известных модификаций является КУНГ. Каркас сварен из уголков и швеллеров. Внешняя сторона обшита стальными листами. Внутри каркас утепляется любым теплоизолирующим материалом и потом обшивается обработанной антисептиком фанерой. Основными особенностями Кунга является:
- наличие системы отопления;
- вентиляция;
- наличие бытовых приспособлений;
- освещение плафонами.
Для очистки воздуха, всасываемого в КУНГ, используется фильтрационная установка ФВУА-100Н-12. Она берет воздух снаружи, очищает и подает внутрь. В роли отопительного топлива выступает дизель.

Плюсы и минусы
Главным достоинством грузовика является уникальное шасси, которое позволяет создавать любые модификации. Благодаря своим техническим характеристикам, машина может использовать в любых климатических и экстремальных условиях.
При этом грузовик является очень надежным. ЗиЛ-131 до сих пор применяется не только для военных, но и для гражданских нужд.
Недостатком, если его таковым считать, является устаревание модели.
Современным грузовикам ставят все более высокие планки и из-за этого, в 2002 году 131-ый был снят с производства. В большинстве машины оснащались бензиновым мотором, что сказывалось на высоком потреблении топлива. Дизельные варианты найти слишком проблематично.
Заключение
ЗиЛ-131 — это востребованный, надежный советский грузовик, который в 1960-х опередил время. С 1966 по 2002 год машина неоднократно улучшалась, благодаря чему пользуется спросом и эксплуатируется в различных сферах по сей день.
*Пункт 7 (конструктивные особенности) не добавлял, так как вся информация, входящая в него указана в других пунктах.
В разделе “вентиляция”, забыли указать два лючка в крыше кабины. К недостаткам отнёс бы отсутствие меж колёсных блокировок, меж мостовые работают отлично по глубокому снегу, а вот когда начинаешь намораживать зимник в лесу и проваливаешься одной стороной, спасала только лебёдка.
Лучшего грузовика СССР не найти.Если бы не казнокрады.Поставить хороший дизелек и еще рулил хоть 100лет
никакой блокировки там нет. у него подключаемый передний мост
Вы ошибаетесь, стоит блокировка межосевого Передний мост, да подключается тумблером из кабины (за, что в войсках, после 157 го, прозвали “королевским авто”). К слову блокировка работает очень жёстко, пустой седельный тягач при давлении 0.7 по кругу и снегу около 0.5 -1.0, трясёт так, что всю душу выносило, но прёт уверенно.
никакой межосевой блокировки у него нет. здесь подключаемый передний мост
Неплохая машина, но…… . За весь опыт общения с ней никогда не мог избавиться от ощущения досады: нет блокировок, очень слабый двигатель, СТРАШНЫЙ расход топлива, слабые к нагрузкам мосты.
В реалиях Союза – военный грузовик для переброски войск по бездорожью и спецмашина для оборудования, типа КШМ, связи и прочего.
В гражданской жизни выручал двигатель 375-го, но 45л 93-го!!!! Это самоубийство.
Если бы ему в то время дизелёк помощнее, да мосты попрочнее и блокирующиеся,
то ……. .
Массово выпускался по моему по единственной причине: Загрузка московского автозавода и полная унификация со 130–м.
Несколько лет работал на таком. Запомнился огромный расход топлива и если этот “танк” разогнать до 90, то он так и будет ехать, несмотря какой профиль у дороги.