Грузовые автомобили повышенной проходимости — востребованная техника для отечественных вооруженных сил и народного хозяйства. Урал-4320 — детище автозавода в Миассе — одна из лучших разработок полноприводного грузовика, способного с легкостью преодолеть весеннюю распутицу и зимние снежные заносы.
Рассмотрим историю создания и основные технические характеристики Урала-4320, основные модификации машины.
История создания
Предшественник Урала-4320 — одноименный автомобиль с индексом 375, оснащенная бензиновым двигателем и производимая с 1961 года. Этот грузовик не отличался большой надежностью, но главный его недостаток — недостаточная мощность и повышенный расход топлива.
Поэтому в середине шестидесятых был разработан дизельный Урал-640. Серийное производство этой машины наладить не удалось по причине недостаточного финансирования проекта.
Работы возобновились в 1969 году, когда Ярославский моторный завод получил государственный заказ на проектирование и выпуск дизельного мотора и трансмиссии для Урала-375. К испытаниям пробных экземпляров новой автомашины с дизельным двигателем и усовершенствованной трансмиссией приступили спустя год. После доработки конструкции мотора в результате устранения выявленных недостатков в 1975 году в серийное производство поступил Урал-4320 с дизельным мотором ЯМЗ 740.

С 1978 года грузовик стал оснащаться двигателями камазовского автозавода, постепенно полностью заменившими продукцию ярославского предприятия. Но после пожара на заводе КамАЗ в 1993 году возникли трудности со снабжением машин силовыми агрегатами, поэтому Урал-4320 вновь стал комплектоваться изделиями ярославских мотористов, но уже использовались усовершенствованные разработки ЯМЗ 236 и 238. На отдельных машинах устанавливались бензиновые моторы ЗИЛ 375.
Грузовики с дизелем ЯМЗ 238 выполнялись с удлиненными размерами моторного отсека, что впоследствии стало применяться и для машин с остальными марками силовых агрегатов.
Конструкция Урала-4320 в последние годы претерпевала следующие изменения:
- в девяностых годах прошлого столетия фары с крыльев перенесли на широкий бампер, изменения не коснулись военных модификаций;
- в 1996 года начали выпускать облегченные двухосные исполнения;
- с 2009 по 2014 годы производились автомашины с модернизированной бескапотной кабиной скругленных очертаний, впереди дополненной оперением из стеклопластика;
- в 2010 году начали выпуск грузовиков с дизельными моторами ЯМЗ 536 и 6565, соответствующими четвертому евростандарту;
- в 2014 году модель прошла полномасштабную реконструкцию, получив название Урал М.
Урал-4320, после существенных изменений и доработок, позволивших существенно улучшить ТТХ, выпускается в наши дни. В дальнейшем планируется приступить к производству новых моделей Урал Next, учитывающих последние требования современного автомобилестроения и сочетающих достигнутые преимущества данной отечественной разработки.

Предназначение
Повышенная проходимость, большая мощность двигателя и прочие технические характеристики Урала-4320 сделали этот автомобиль незаменимым для грузовых и пассажирских перевозок в условиях бездорожья труднодоступных мест. Грузовик способен форсировать полутораметровые ручьи, двухметровые траншеи, преодолевать подъемы с крутизной до шестидесяти градусов.
Автомобиль применяется:
- в лесозаготовительной, нефтедобывающей промышленности;
- на ремонте дорог;
- в пожарных частях, вооруженных силах в качестве средства транспортировки людей и для грузоперевозок, перемещения другой техники.
Машина успешно эксплуатируется при повышенных температурах тропического климата и суровых морозах Сибири и северных широт.
Интересно! Урал-4320 — изделие, пользующееся популярностью в качестве экспортной продукции, включая военные модели. Грузовик поставляется в вооруженные силы Уругвая и Мексики, спасательную службу Исландии, восточноевропейские государства.
Технические характеристики в цифрах
Высокие эксплуатационные качества данной модели Урала обеспечиваются достигнутыми техническими характеристиками. Многих интересует, сколько весит модель грузовика Урал-4320. Машина отличается следующими весовыми параметрами:
- снаряженной массой — 8,05 т;
- нагрузкой на переднюю ось — 4,55 т;
- нагрузкой на заднюю платформу — 10,57 т;
- полным весом — 15,205 т;
- массой перевозимого груза — 6,855 т;
- весом прицепного устройства — 10,57 т.
Конструкция Урала-4320 позволяет добиться следующих показателей:
- предельной скорости — 85 км/ч;
- расхода топлива на 100 км при движении со скоростью 60 км/ч — до 42 л, 40 км/ч — до 36 л;
- количеством мест для пассажиров — 27 — 34, в зависимости от модификации.
Машина оборудована двумя топливными баками:
- основным, емкостью в 300 л;
- дополнительным — 60 л.
Дополнительный топливный бак предусмотрен не для всех исполнений грузовика.
Габариты модели
Урал-43 с индексом 20 выполнен со следующими габаритными размерами (в метрах):
- длиной — 7,366;
- шириной — 2,5;
- высотой — 2,715;
- колесной базой — 3,525 и 1,4;
- клиренсом — 0,4;
- передней и задней колеей — по 2;
- минимальным радиусом поворота — 11,4 м.
Двигатели
Для производства Урала-4320 использовались следующие двигатели, обеспечивающие достижение необходимых ТТХ:
- КамАЗ 740 — компактные моторы, обеспечивающие количество оборотов коленчатого вала, превышающее показатели ярославских моделей. Отличается отличными результатами запусков в условиях сильного мороза, позволяя применять мощные аккумуляторы и стартеры;
- ЯМЗ 236НЕ2 — дизельная установка в шесть цилиндров, непосредственного впрыска горючего и V-образной конструкции, с номинальной мощностью 169 киловатт и максимальными оборотами в минуту до 1600;
- ЯМЗ 238 — восьмицилиндровый мотор схожей конструкции, по мощности превосходящий предыдущую модель (до 176 киловатт);
- вариант предыдущей модели с ЭФУ, отличавшийся легким запуском в условиях пониженных температур. Требовал перед остановкой непродолжительной работы на холостых оборотах;
- ЯМЗ 236БЕ2 — специальное исполнение дизеля с показателями мощности в 184 киловатта;
- ЯМЗ 7601 — преемник 236-й модели с улучшенной производительностью и экологичностью.
Кроме перечисленных дизельных установок, выпускалась немногочисленная партия машин с бензиновыми двигателями ЗИЛ 375.
Трансмиссия
На передних колесах для облегчения управления, установлены усилители. Включение скоростей производится за счет сухого однодискового сцепления с пневматическим усилением.
Машина снабжена механическим двухступенчатым раздаточным редуктором, с постоянным задействованием передних колес, пятискоростной синхронизированной коробкой передач и блокируемым межосевым дифференциалом. Величины передаточных отношений КПП составляют для скоростей:
- первой — 5,62;
- второй — 2,89;
- третьей — 1,64;
- четвертой — 1;
- пятой — 0,724;
- задней — 5,3
Распределение крутящего момента производится с вдвое большей величиной на задние мосты, по сравнению с передним.
Переключение скоростей производится посредством механического рычага управления из кабины водителя. Передача вращающего момента производится карданным валом, состоящим из четырех частей. Главная передача на всех ведущих мостах выполнена двойной, с цилиндрическими и коническими зубчатыми шестернями.
Рулевое управление
Конструкция рулевого управления предусматривает наличие усилителя, колонка выполнена нерегулируемой. От колонки вращение к редуктору передается карданным валом.
Ходовая часть и подвеска
Высокая проходимость автомобиля во многом достигнута, благодаря полному приводу всех трех осей (или двух, для соответствующих модификаций) и односкатным колесам, давление воздуха в которых поддерживалось автоматически. На передней и задней подвесках применены рессоры полуэллиптической формы и двухсторонние амортизаторы, на задних колесах используются реактивные штанги.
Каркас машины выполнен клепаным и представляет собой сборную конструкцию в два лонжерона, изготовленных штампованным способом, соединяющихся поперечными балками.

Электрооборудование и тормозная система
Рабочее напряжение электросистемы машины — двадцать четыре вольта. Отрицательные полюса подсоединены на корпус автомобиля. Грузовик оснащен двумя аккумуляторными батареями с суммарной емкостью в триста восемьдесят ампер-часов и генератором, вырабатывающим переменный ток, с показателями мощности тысяча киловатт.
Система тормозов включает следующие компоненты:
- основной — из двух контуров, управляющих передней и средней осью, отдельно — задней;
- запасной — одноконтурную;
- стояночный — барабанного типа, размещенный на выходном валу раздаточного редуктора.
Также предусмотрен дополнительный пневматический тормоз от выхлопной системы.
Чертеж грузовика
В интернете представлены разнообразные чертежи и схемы различных модификаций Урала-4320 с основными техническими характеристиками.

Кабины
Машина комплектовалась следующими кабинами:
- классической — выполненной из металла, с двумя дверями, местами для водителя и двух пассажиров. Предусмотрено размещение дополнительного спального отсека. Учитывая, что такие кабины разработаны достаточно давно, степень комфорта значительно отстает от требований современности, но сиденье водителя регулируется, оборудованы вентиляция и обогрев. По желанию заказчика устанавливаются системы кондиционирования и автономное отопительное устройство, предпускового подогрева двигателя;
- бескапотной — разработанной с учетом современных стандартов, оснащенной тремя отдельными анатомическими креслами, и отличающейся повышенной комфортностью и безопасностью.
Новая конструкция кабины позволила удобно скомпоновать аппараты управления, максимально приблизив их к водительскому месту. Но одновременно машина утратила присущую ей уникальность внешнего вида.

Обзор серийных модификаций
За почти полвека производства разработано несколько модификаций Урала-4320, предназначенных для гражданских и военных нужд.
Стандартные модификации
Производились следующие стандартные модификации грузовиков, со следующими вариантами обозначения после стандартных Урал-4320:
- 01 — выпуск 1986 года, с улучшенным исполнением кабины. Машина оборудована камазовской силовой установкой;
- 10 — модель с ярославским двигателем марки 236. Дополнительное преимущество модификации — грузовая лебедка;
- 31 — производилась с 1993 года. Использован восьмицилиндровый двигатель с возросшими мощностными характеристиками;
- 41 — машина с ярославским мотором 236НЕ2, несколько уступающим в экологической безопасности;
- 40 — аналог предыдущей версии, с удлиненной базой;
- 44 — модель с более комфортным салоном;
- 45 — удлиненное исполнение предыдущей модификации;
- 48 — усовершенствованная модель, использовавшаяся для специальных нужд, предусматривающая возможность установки дополнительного оборудования.
При разработке новых моделей учитывались требования современности, улучшился дизайн, но главные изменения связаны с использованием более мощных и современных силовых установок.

Военные модификации
Для военных нужд производились следующие специальные и бронированные модификации Урала-4320 с ТТХ, обеспечивающими выполнение поставленных задач:
- 09-31 — усовершенствованная версия тридцать первой гражданской модели. Кабина обшита цельными стальными листами, использованы пуленепробиваемые стекла, предусмотрены огневые амбразуры. Вместимость кабины уменьшилась до двух человек, чтобы освободить пространство для установки военного оборудования;
- 0010-31 — улучшенный вариант предыдущей машины, с противоминной защитой;
- Casspir Mk6 — изделие индийского производства на базе российского автомобиля с цельным сварным и бронированным корпусом;
- ВВ — бронированная модификация, разработанная для использования во внутренних войсках, способная перевозить до семнадцати бойцов в полной выкладке.

Использование бронированного транспорта позволяет обеспечить транспортировку личного состава, с достижением необходимой степени защиты, в условиях боевых действий или опасности огневого поражения. Модификация Урала-4320 с дополнительным индексом 0811-31 используется в качестве тягача для перевозки артиллерийских установок.
Но гражданские модификации также широко применяются в вооруженных силах, благодаря высокой проходимости, надежности, ремонтопригодности и экономичности. Обычный армейский Урал-4320 с установленным камазовским двигателем успешно использовался в качестве вахтовки, для транспортировки людей.
Заключение
Урал-4320 — одна из лучших российских разработок грузовых автомобилей, обеспечивающих выполнение возложенных задач по перевозке грузов и людей, используемых в различных отраслях промышленности и для военных нужд. С развитием мирового автомобилестроения, машина не устарела, а продолжает развиваться, появляются новые разработки, учитывающие необходимость выполнения специальных функций и возросшие требования к конструкции.