Летом 1941 года группа армии «Центр» натолкнулась на ожесточенное сопротивление советских солдат. Очень быстро завязнув в сражениях, они потеряли теми и начали постепенно утрачивать инициативу. Видя такое положение дел немецкое командование решает временно разделить армию и нанести удары по менее защищенным направления.
Так часть ушла в сторону Санкт-Петербурга и к концу августа вышла к Финскому заливу, тем самым отрезав Таллин от всех сухопутных линий снабжения. Плачевное положение города и усиливающееся давление немцев вынудило командование советского флота начать эвакуацию кораблей и военных. В историю это событие вошло под названием – «Таллинский переход».
Срочная эвакуация
Почему Балтийский флот в большей части был в Таллине? Ответ предельно прост. У столицы Эстонии был развитый портовый комплекс и удачное расположение. Всего в порту находилось около 150 судов самого разного назначения.
После начала Великой Отечественной город удавалось оборонять, причем крайне удачно. Однако после разворота центральной армии силы оказались слишком уж неравны. И когда город попал в полную сухопутную блокаду, а артиллерия противника уже доставала до порта, ставка дала приказ на эвакуацию.

Планирование операции проходило в спешном порядке. Самое интересное, что за несколько недель до этого уже разрабатывался план эвакуации флота и частей РККА. Однако адмирал Кузнецов выразил категорический протест.
Тогда можно было еще вывести часть армии по берегу. Но не судьба. План был готов в короткий срок и предполагал разделение флота на 3 группы. К первой и второй приписывались все имеющиеся тральщики, а третья, состоявшая из грузовых судов и транспортов, не имела тральщиков вовсе.
Долгий путь до Кронштадта
Всего конвою необходимо было преодолеть расстояние в 300 километров. Однако это была Балтика 1941 года, усеянная немецкими и финскими минами и регулярно подвергавшаяся налетам вражеской авиации.
Операция не задалась с самого начала. По ряду причин выход кораблей отложили с раннего утра до полудня. Потом часть судов перемешалась и уже не было понятно, кто к какой группе относится.
После выхода из порта тральщики неплохо отводили минную угрозу. Однако третья группа немного сменила маршрут и думая, что там безопасно ушла в сторону. В принципе они были правы. За исключением одного – изменился ветер и часть мин отнесло в, казалось бы, безопасный фарватер.
Именно таким образом были потеряны все эсминцы лидеры 3-й группы. Не избежали потерь и первые группы – не все мины удалось отвести. Плюс мешали вражеские авианалеты.
Ради такого случая немцы перебросили часть Ю-88 с Беломорканала на Таллин.
Кроме минной и воздушной угрозы существовала еще вражеская артиллерия. Она не несла столь сокрушительного эффекта, но вынуждала идти суда в стороне от берега. Тем самым подставляясь под мины и торпедные катера.
Сам переход длился всего два дня. Первый день был печален – было потеряно около 20 кораблей. Но второй день тоже не принес ничего хорошего. В полную силу начала работать вражеская авиация, в том числе – финская.
Участились атаки торпедных катеров. Всего в Кронштадт не пришло 18 транспортов, 15 вспомогательных судов и 19 боевых кораблей. Это примерно 30% от всех вышедших надводных кораблей. Потери среди людей насчитывают около 15 тысяч человек.