Многие любители боевой техники любят вести жаркие дискуссии. Что лучше, какая идея заслуживает внимания, а какая – плод больной фантазии. Отдельные темы являются особенно спорными. В их число входит и тема экранопланов.
Неполноценный корабль и неполноценное воздушное судно или достижение не оцененное по достоинству? Доводы имеются у каждой стороны. Однако в одном вопросе оппоненты единодушны: история у экранопланов довольно плачевная.

Данные машины придумали и создали достаточно давно, а найти им достойное применение не могут по сей день. Любители этой необычной техники придумывали ей разнообразные применения – от носителя противокорабельных ракет до десантной машины, от пожарного и спецтранспорта МЧС до огромного комфортабельного морского судна. Однако все оказалось тщетным.
Идея разместить на экраноплане МБР возникла давно, еще в 1950-е годы. Это произошло не в Советском Союзе, а в Америке. Проект курировал «Convair». В то время параллельно с необычными машинами свой путь начинал транспорт на воздушной подушке. Идеи имели сильное сходство.
Разница между ними заключалась лишь в том, что одни надувают подушку сильными вентиляторами, а у других динамическая подушка появляется благодаря скорости.
В какой-то момент в голову конструкторам пришла идея объединить два вышеуказанных принципа. Сказано – сделано. В результате получилось очень необычное транспортное средство, названное «Гидроскиммер». Снаружи данная техника походила не на морское или воздушное судно, а на летающую тарелку.
Его габариты были гигантскими: диаметр – 122 м, толщина – 20 м. Запускалось данное «НЛО» с помощью целого комплекта реактивных двигателей. Часть из них находилась по периметру аппарата (для возможности повернуть в ту или иную сторону во время движения).

После формирования динамической подушки, создающейся благодаря набегающему потоку, активировались дополнительные нагнетательные приспособления, образовавшие нечто похожее на обыкновенную воздушную подушку. Все вышеуказанное запускал ядерный реактор.
Создатели из «Convair» считали, что у их детища может быть множество назначений. Однако предложили его в качестве транспорта для размещения стратегического ядерного вооружения.
Тогда активно создавались будущие тактические глубоководные ракетоносцы, и «Hydroskimmer» призван был стать их соперником. Специалисты «Конвэйр» полагали, что скорость в 100 узлов являлась более эффективной защитой для ракетоносителя, нежели чем морская глубина и незаметность.
Вооружение «НЛО» должно было включать 10 самых современных по меркам тех лет ракет UGM-27 «Polaris», либо 8 менее новых крылатых ракет ССМ-Н-8А «Регулус». Однако ВМФ идея не понравилась, и проект не профинансировали. Попытка создать на основе «Hydroskimmer» авианосное судно тоже провалилась. Про экранопланы забыли.
Мирное чудо техники на казахских просторах…
Об экранопланах вспомнили спустя 20 лет в Советском Союзе. В конце 1970-х годов обычные варианты размещения атомных ракет стали терять актуальность.
Если прежде ядерная боеголовка обладала точностью «плюс-минус город» и практически не несла угрозу отлично защищенным шахтам МБР, то с появлением новых информационных технологий ее точность заметно увеличилась. Соответственно противник имел возможность без труда если не взорвать, то нанести серьезный ущерб стволу шахты, саботировав запуск.
Субмарины стало также проще обнаружить: в морских просторах установили системы обнаружения, американцы и русские использовали субмарины-охотники, следовавшие за ракетоносцами противника след в след, ничем не выдавая своего присутствия.
В подобной обстановке вновь упор стали делать на быстроту передвижения. Если гонять по огромным степям либо тундре нечто высокоскоростное, то враг будет вынужден забрасывать боеголовками всю территорию, рассчитывая на случайное попадание.
В Америке приоритет отдали кораблям с воздушной подушкой, а в Советском Союзе видели будущее в экранопланах.
Последние предложил сам Р. Алексеев. Будучи человеком интеллигентным, Ростислав Евгеньевич прежде всего хотел, чтобы назначение его проекта было мирным: новый транспорт должен был доставлять части ракет мирной космонавтики на космодром. Однако, являясь человеком рациональным, конструктор понимал: намного легче добиться финансирования у армии.

Поэтому предполагалось, что его детище может использоваться и в военных целях. В частности, целая армада новых машин должна была перевозить по территории базирования как настоящие ракеты, так и макеты – круглосуточно и ежедневно.
Получив команду, что пора нанести удар, экранопланы бы отправились к ближайшей стартовой площадке, откуда и запустили бы боеголовки. Однако реализовать свой проект Ростислав Евгеньевич не успел.