Со времени зарождения авиации летчики входят в число героических и романтичных профессий. В начале прошлого столетия полет на воздушном судне приравнивался к подвигу. Пилоты пользовались популярностью у женщин. Среди неизменных атрибутов летчиков тогда был белый шарф из шелка. Ниже рассказана история его происхождения и назначение.

Великая война была первой солидной проверкой ВВС на прочность. В период Первой мировой военная авиация в каждом государстве лишь зарождалась. В ней было множество проблем, которые требовали решения. Это относилось и к амуниции пилотов, часто подвергавшейся изменениям. Любопытно, что тогда их инициаторами нередко выступали сами летчики.
Кабины первых воздушных машин были не защищены стеклом от ветра. Специальная одежда тоже отсутствовала. Летчики в небе страдали от холода. Проблему пытались решить, надевая утепленную одежду, очки для защиты от порывов ветра, шлемофоны, а также плащи с высоким воротником либо куртки из кожи.
Подобная верхняя одежда хорошо защищала от холода, но не подходила для сражения. Дело в том, что таких приборов обнаружения противника как сейчас в самолетах тогда не существовало. Пилоты самостоятельно делали это, вертя головой в разные стороны. В результате в течение одного боя летчик до крови растирал шею о высокий воротник.

Чтобы решить проблему, во Франции пилоты стали использовать шарфы из шелка. Их делали из ткани, используемой для создания парашютов. В результате летчики спасли шеи от холода и стали обладателями стильного предмета экипировки. Руководство ВВС страны приветствовала такое решение. После окончания конфликта Антанты и Тройственного Союза белый шарф стал символом пилотов.
К 1939 г. амуниция летчиков достигла такой степени развития, что шарфы стали выходить из моды. Впрочем, их по-прежнему носили в ВВС некоторых стран, включая СССР. Сейчас с появлением специальных костюмов они и вовсе потеряли свою значимость. Однако в некоторых государствах шарфы являются составляющей праздничной и классической униформы пилотов военной авиации. Так, в Швеции шарфы различного окраса свидетельствуют о принадлежности летчиков к определенной воздушной части.
Следует также сказать, что в сети часто встречается мнение, согласно которому шелковые шарфы применялись для определения скорости воздушной машины, поскольку в самолетах эпохи Великой войны не было кокпита. Это не так. Конечно, в тот период оборудование было не таким развитым как сейчас или даже как в Великую Отечественную. Однако приборы давления и скорости имелись. Доказательством тому служат изображения кабины воздушного судна времен Первой мировой.