Межконтинентальная баллистическая ракета – грозное оружие. Она может принести смерть в любое место Земли и, долетев до цели с потрясающей точностью, разрушить все.
Предметом исследования может служить наиболее «явная» и незатейливая баллистическая ракета – Minuteman-III (индекс американского министерства обороны LGM-30G). Этой МБР скоро исполнится 50 лет (первый запуск состоялся в конце лета 1968 г., она встала на боевое дежурство в 1970 г.).
В настоящее время 400 Minuteman-III – единственные баллистические ракеты сухопутного размещения, состоящие на вооружении Соединенных Штатов. Когда на КП приходит соответствующее распоряжение, нынешняя МБР шахтного базирования отправится в полет в течение 2-3 мин. Основная часть данного времени будет потрачена на проверку команды и снятие множества «предохранительных» систем.

Быстрота запуска – большой плюс шахтных МБР. Эшелону или грунтовому ракетному комплексу нужно несколько минут, чтобы встать, подготовить опоры, поднять баллистическое оружие, – и лишь затем ракета отправится в полет. Про субмарину и говорить нечего (если только она не располагалась на очень небольшой глубине и не была готова к бою). Подлодке на запуск понадобится около четверти часа.
Потом откроется затвор шахты и оттуда вылетит МБР. Нынешние отечественные комплексы применяют т.н. «холодный» либо минометный запуск, когда ракета выталкивается в воздух специальным маленьким зарядом и затем активирует собственные двигатели.
Потом для баллистического оружия наступает самый важный момент – необходимо в предельно короткий срок преодолеть атмосферный участок над территорией развертывания. Здесь она подвергается воздействию высокой температуры и ветра со скоростью до нескольких км/сек.
По этой причине интенсивная стадия полета межконтинентальной баллистической ракеты продолжается только несколько минут.
У рассматриваемой МБР 1-я ступень функционирует 1 мин. В течение данного периода она взлетает на высоту 30 км, летя не строго перпендикулярно, а под углом к земной поверхности. 2-я ступень, тоже в течение 1 мин., забрасывает ракету уже на расстояние 70-90 км – многое определяется дистанцией до мишени.
Так как двигатель на твердом топливе дезактивировать уже нельзя, приходится настраивать расстояние полета углом траектории: необходимо большое расстояние – высота увеличивается. 3-я ступень при запуске на небольшую дистанцию можно совсем не трогать, пропустив этот шаг.
Через 3 мин. полезный груз уже попадает в безвоздушное пространство со скоростью практически равной первой космической – наиболее дальнобойные баллистические ракеты могут разогнаться до 7 км/с или быстрее. Ничего странного, что с небольшими модификациями тяжелые МБР, например, российская Р-36М/М2 либо LGM-118 «Пискипер» (США), благополучно эксплуатировались в роли легких ракет-носителей.
Потом в процесс вступает т.н. «автобус» – площадка/ступень разведения боевых блоков. Эта платформа по очереди скидывает их, отправляя на правильную траекторию. «Автобус» – настоящее достижение русских конструкторов.
Он настолько хорошо управляет боевыми блоками, что маленькие конусы без систем контроля, пролетев над сушей и океаном половину планеты, попадаются в местность радиусом в несколько сот метров.
Подобная точность достигается благодаря очень меткой и дорогостоящей инерционной системой наведения. На спутники надеяться не стоит. Они применяются в качестве дополнительного средства. На данном этапе отсутствуют сигналы самоликвидации – высока вероятность того, что неприятель может подделать их.
Одновременно с боевыми блоками платформа также забрасывает противоракетную оборону противника отвлекающими мишенями. Так как возможности «автобуса» имеют лимит по времени и резерву горючего, блоки от одной МБР способны уничтожить цели только в одной местности.
Ходят слухи, что некоторое время назад российские военные тестировали новый вариант «Ярса» одновременно с несколькими платформами, отдельными для каждого блока. Благодаря этому вышеупомянутое ограничение пропадает.
Блок скрывается среди большого количества фальшивых мишеней. Его расположение неизвестно и определяется МБР случайно. Численность отвлекающих целей может быть больше 100.
Наряду с этим, раскидывается еще и множество средств образования помех для радиолокаторов: активных, образующих для радаров неприятеля лишний «шум», а также пассивных (разбрасывается разрезанная фольга). Любопытно, что разработанные еще в 1970-1980-е годы средства по-прежнему без труда минуют противоракетную оборону.
Затем, после сравнительно спокойного этапа полета, боевой блок достигает атмосферы и направляется к цели. МБР летит примерно 30 мин. В зависимости от разновидности цели возможна детонация или на заранее определенной высоте (если цель – крупный населенный пункт), или на земле.
Часть боевых блоков, имеющие достаточную прочность, способны уничтожать даже цели, находящиеся под землей, а иные перед попаданием в атмосферу могут анализировать, насколько они отклонились от правильного маршрута и выравнивать высоту детонации. Используемые блоки не лавируют сами, но их создание уже не за горами.