СССР с помощью своих судов транспортировал грузы, переданные США по программе ленд-лиза в годы Великой Отечественной. Однако немногим известно, что корабли Советского Союза иногда торпедировали субмарины США, сражавшиеся с флотом Страны восходящего солнца в Тихом океане. Подробнее рассказано ниже.
Обратная сторона ленд-лиза
В 1941 г. в Тихом океане началась война: субмарины США и Японии старались потопить суда врага. Вполне закономерно, что подчас атаке подвергались и корабли иных государств.

Вице-адмирал США Ч. Локвуд говорил, что лишь одна подлодка «Сейлфиш» с интервалом в 24 часа потопила русские транспортные суда «Кола» и «Ильмень». На последний субмарина напала с восходом солнца, а первое отправила ко дну глубокой ночью. В обоих случаях подводное судно двигалось под перископом, и его экипаж не имел возможности разобраться, корабль какой страны плывет в океане.
Происшествие с «Колой» случилось 17.02.1943 г., спустя несколько часов после того, как от судна отплыл японский боевой корабль, осуществлявший досмотр.
Торпедированный пароход вскоре затонул. Его гибель заняла не больше 2-3 мин. Из 73 моряков львиная доля сразу утонула, на лодках смог эвакуироваться только 21 матрос. Выжившие плавали 18 дней, пока их не заметил тральщик Страны восходящего солнца. К этому моменту уцелело только 4 моряка – Кириленко, Сморичевский, Мотин и Платонов. До 70-х годов прошлого века официально в трагедии обвиняли «самураев».
Точно известно, что янки пустили на дно суда «Обь» и «Белоруссия», рыболовецкий сейнер № 20. В общей сложности до окончания Великой Отечественной подлодки США торпедировали, по меньшей мере, 6 отечественных кораблей. В действительности их число могло оказаться намного выше, поскольку точно неизвестно, кто виновен в гибели транспортных судов «Колхозник», «Ашхабад» и «Киев».
Вдобавок неизвестна участь еще десятка затопленных в Тихом океане кораблей. Трагические происшествия случались даже после разгрома фашистской Германии.
Гибель «Трансбалта»

Последней жертвой американских подводников, согласно сведениям РГАВМФ, было грузовое судно «Трансбалт», спущенный на воду в 1899 г. Определенный отрезок времени корабль носил название «Рига». По меркам тех лет пароход был достаточно крупным. В команду сухогруза входило примерно 100 моряков.
В 1930 г. корабль снялся в одноименной приключенческой картине о «мирном подвиге» моряков, доставивших соль для рыболовов.
В порту Владивостока судно «поселилось» в 1939 г. В ходе войны с гитлеровской Германией корабль неоднократно плавал в Америку. В финальный рейс «Трансбалт» отправился поздней весной 1945 г. Из Сиэтла во Владивосток судно доставляло около 10 000 т грузов – разобранные автомобили, железнодорожные пути, муку.
Сухогруз пересек пролив Лаперуза между Сахалином и Хоккайдо 12.06.1945 г. Увидев вдали очертания 3 субмарин, матросы заволновались. К несчастью, их опасения подтвердились – ночью судно атаковали 2 снарядами. Торпедированный пароход пошел ко дну не мгновенно, что позволило уцелеть практически всей команде, за исключением 5 матросов, ставших жертвами взрывов.
Выжившие сели в 2 лодки. Моряки видели, как разломившись пополам, корабль погиб. Достаточно быстро их обнаружил японский бот, который отбуксировал лодки с людьми в порт Хонто на Сахалине. Сами матросы считали, что «самураи» и виновны в уничтожении сухогруза, но в официальном докладе значилась «неустановленная субмарина».
Истина открылась через много лет. В Японском море 12.06.1945 г. курсировала подлодка США «Спейдфиш» под началом У.Д. Гермерсхаузена. Янки потопили русский корабль из-за плохой погоды: в тумане, не заметив опознавательных огней, американцы приняли сухогруз за вражеское судно.
В 40-е годы альянс с Соединенными Штатами имел огромное значение для СССР, поэтому Джугашвили не касался острой темы уничтожения русских кораблей. Об этих инцидентах вспомнили лишь в 60-х годах, когда отношения Советского Союза и Америки накалились до предела.