Штрафбаты в Красной Армии рассматривались отдельно. Их бойцов часто считали сродни узникам тюрем; не щадили в сражении и часто предавали забвению. Но именно эти воинские подразделения зачастую отправляли на самые опасные задания. «Штрафники» служили не только в пехоте, но и в авиации. Про их вклад в Победу необоснованно забывают.
В действительности в теме существования и деятельности штрафных эскадрилий остается множество белых пятен. В годы существования СССР о них умалчивали. По этой причине множество историков полагало, что подобных подразделений не было.
Только около 20 лет назад в руки ученых попали свидетельства существования пилотов из числа «штрафников». Выяснилось, что все сведения об их фронтовой работе находятся под грифом «Совершенно секретно». Лишь в 2004 г. открыли доступ к некоторым бумагам.

Полученные сведения до сих пор вызывают много вопросов, но о роли летчиков из «штрафников» можно догадаться. Штрафные эскадрильи в авиации официально были созданы в 1942 г., когда вышел приказ № 227 от 04.08.1942 г., запрещающий отступать.
Тогда стали наказывать тех пилотов, которые, на взгляд военного руководства, проявили трусость. Другими нарушителями считались те, кто плохо обращался с воздушными машинами. Стоит отметить, что в первый год Великой Отечественной самолеты часто выходили из строя, что объяснялось в большей степени износом авиапарка, чем виной пилотов.

Кроме того, транспорт собирали на скорую руку, порой не заботясь о качестве. У «ремонтников» нередко не хватало деталей для замены поврежденных запчастей. Множество летчиков получили лишь базовые навыки управления самолетом. Ремонтировать воздушное судно самостоятельно они были не в состоянии.
Однако военное руководство все перечисленные факторы игнорировало, поскольку отыскать «крайних» пилотов для него не составляло особого труда. При этом их участь не была одинаковой: за трусость (реальную или мнимую) либо несоблюдение дисциплины летчиков в основном направляли в специальные авиаподразделения.
За более серьезные нарушения или рецидив их отправляли в пехоту. Однако так поступали редко, поскольку профессиональных летчиков нецелесообразно было задействовать в наземной обстановке, особенно в период крупных и ожесточенных сражений.
Авиационные «штрафники» служили разное время. Например, если их товарищи по несчастью на земле в среднем находились в штрафбате 3 мес. либо оставляли подразделение, получив ранение, то пилоты в эскадрильях должны были совершить определенное число вылетов.

Главная функция летчиков штрафных авиаподразделений заключалась в конвоировании бомбардировщиков и штурмовиков, защите пеших частей и сражениях с Люфтваффе.
В Красной Армии строго следили на количеством подбитых воздушных машин неприятеля и потерями собственной авиации. Если в немецких ВВС пилот мог просто сообщить об уроне, доказав свои слова показаниями очевидцев, то в РККА относились к данному вопросу относились серьезнее. Рапорты летчиков и остальных свидетелей нередко не принимались во внимание – падение самолета противника должны были зафиксировать на земле.
По этой причине определить точное количество подбитых авиаподразделениями «штрафников» машин Люфтваффе нельзя. Невозможно установить и число погибших советских летчиков в штрафных эскадрильях.
Хотя фашистскую Германию разгромили 75 лет назад, многие моменты Второй мировой остаются загадкой. Мало информации о деятельности «штрафников», в т.ч. в советских ВВС. Таким образом, их подвиг и вклад в победу по-прежнему недостаточно освещены.
Чем по настоящему прославился мразь и подонок с прыщавой поганой мордой, который родился по счёту четвёртый, проклятый осетин у проклятой Кэтэ по кличке Сралин! Этот урод уголовник и шизофреник создал огромною армию за счёт народов СССР околот 10 000 миллионов садистов и убийц, имел достойного УРОДА-ПАЛАЧА некую мразь “ЖЮКОВА” который разъезжал с расстрельной ГРУППОЙ-БАНДИТОВ, которые по его приказу расстреливали ПИЛОТОВ и ШТУРМАНОВ, а точнее помогал Сралину и Гитлеру убивать не в чём не повинных солдат и офицеров РККА!!!