Уникальный бомбардировщик, основа авиации РФ, легенда среди летательных аппаратов, российская ядерная мощь — лишь малая часть характеристики, которых заслуживает Ту-160. Машина поражает летными показателями, оснащается современными крылатыми ракетами. Пилоты называют сверхзвуковой лайнер ласково — «Белый лебедь».
История создания Ту-160
На протяжении 1960-х в СССР активно наращивалось стратегическое ракетное вооружение. США, напротив, развивали авиацию. Политический курс Н. Хрущева привел к мощной системе ракетно-ядерного сдерживания при минимальном оснащении ПВО. Бомбардировщики М-4 и Ту-95 нельзя было сравнить с противовоздушной обороной НАТО.
Стартом для проектирования самолета послужили американские разработки — проект AMSA, в дальнейшем известный как В-1. Совет Министров СССР в 1967 году поставил конструкторам задачу: создать многорежимный межконтинентальный бомбардировщик стратегического назначения.
Будущая модель должна была иметь:
- дальность полета 11-13 тыс. км при скорости 2200-2500 км/ч и высоте взлета 18 тыс. метров;
- дальность полета в дозвуковом режиме — 16-18 тыс. км и у земли — от 11 до 13 тыс. км;
- способность приближения к противнику на крейсерской скорости (дозвуковой);
- способность преодоления ПВО в высотном сверхзвуковом режиме;
- суммарную боевую нагрузку около 45 т.
Приказом МАП в 1969 году объявлен конкурс № 18 по созданию бомбардировщика с ядерным вооружением. Участниками разработок были конструкторские бюро Сухого, Туполева, Яковлева и Мясищева. У туполевцев имелся практический опыт бомбардировщик Ту-22, пассажирский лайнер Ту-144. Победителем конкурса стало ОКБ Мясищева, представившее модель М-18.
Малочисленность бюро, нехватка ресурсом привели к передаче документации в КБ «Опыт» под руководством Туполева. Эти данные стали основой для прототипа Ту-160 — будущий «Белый лебедь» впервые полетел в 1981 году. Серийный выпуск начат в 1984 году.
После полета на аэродроме в Жуковском иностранные СМИ заговорили о презентации машины для пропаганды съемок со спутников США.
Модель выпускали до развала Союза и перестали создавать после того, как Ельцин пообещал свернуть кампанию по наращиванию вооружения. Несколько самолетов несли боевое дежурство в Украине, где их частично распилили на металлолом. 6 единиц удалось вывезти в Саратовскую обл. (авиабаза Энгельс).
Производство самолета возобновили только в конце 1990-начале 2000-х. 2 экземпляра находятся в строю, остальные — ремонтируются и модернизируются.
Интересно знать! Зарубежное кодовое название самолета — Ram-P, по кодировке НАТО — Blackjack.
Технические характеристики Ту-160
Машина Ту серии 160 имела характеристики, которые поражают даже на сегодняшний день.
Тип | Бомбардировщик-ракетоносец стратегический сверхзвукового типа | |
Двигатель | 4 шт. ТРДДФ НК-32 | |
Тяга | 4×14 000 кгс — рабочая | |
4×18 000 кгс — максимальная | ||
4×25 000 кгс — в режиме форсажа | ||
Силовой агрегат | Трехвальный, двухконтурный, с форсированной камерой. Активируется от воздушного стартера | |
Вес | 267,6 т — на взлете | |
110 т — без загрузки | ||
40 т — боевой | ||
148 т — топливо | ||
Длина | 54,1 м | |
Высота | 13,1 м | |
Размах крыла | 55,7/50, 7/35,6 м | |
Площадь крыла | 232 м2 | |
Радиус действия ракеты | 6000-7300 км | |
Вооружение | Крылатые ядерные ракеты | |
Х-55 СМ — сейчас | Х-555 и Х-101 — в перспективе |
Летные характеристики бомбардировщика Ту-160
Скорость | 2000 км/ч — на высоте |
1030 км/ч — у земли | |
917 км/ч — крейсерская | |
260-300 км/ч — при посадке | |
Дальность | 13 200 км — практическая |
10 500 км — с максимальной загрузкой | |
Длительность полета | 25 ч |
Практический потолок | 16 000 м |
Скорость подъема | 4400 м/мин |
Ход | 900 м — разбег |
2000 м — пробег | |
Тяжеловооруженность | 0,36 — нормальный взлетный вес |
0,37 — максимальный взлетный вес | |
Нагрузка на крылья | 1150 кг/м2 — нормальный взлетный вес |
1185 кг/м2 — максимальный взлетный вес |
Особенности конструкции Ту-160
Первые войсковые тестирования бомбардировщик проходил на базе 184 гвардейского тяжелобомбардировочного авиаполка (г. Прилуки Черниговской обл.), специально для Ту-160 взлетно-посадочную полосу увеличили до 3000 м.
Это было сделано по причине его конструкции по схеме интегрального низкоплана, который изменял стреловидность крыла, опирался на трехопорное шасси, имел цельноповоротный стабилизатор и киль.

Фюзеляж
Особенность планера — аэродинамическая компоновка, по которой стационарная часть крыла интегрирована с фюзеляжем. Такой прием повышает качество использования внутреннего пространства планера для топлива, грузов, оборудования. За счет минимального количества стыков масса конструкции снижена.
Центральная часть машины — неразъемная, имеет длину 47,368 м, состоит из:
- фюзеляжа с кабиной экипажа, отсеками для груза или боеприпасов;
- кессон-отсек с неподвижным крыловым элементом;
- мотогондолы с 4-мя попарно расположенными двигателями НК-32 внизу фюзеляжа;
- хвост с килевой надстройкой.
Интересно знать! Кабина — единый, полностью герметичный отсек. Здесь расположены рабочие места экипажа и электронные устройства.
Крыло
Самолет сверхзвукового типа Ту-160 отличается изменяемой стреловидностью крыла. В условиях минимальной стреловидности размах составляет 57,7 м. Поворотные элементы регулируются по передней кромке на 20-65 градусов. Кессонное крыло изготавливается из сплавов алюминия.
Механизмы узла включают:
- двухщелевые закрылки с 3-мя секциями каждая — на кромке сзади;
- предкрылки с 4-мя секциями каждая — на кромке спереди;
- интерцепторы с 6-ю секциями — по крену;
- флапероны — по крену;
- внутреннее пространство — занято топливными емкостями.
Интерцепторы и флапероны обеспечивают управление.

Интересно знать! При расположении самолета на земле крылья без специальных механизмов на большой угол не переставляются. Центровка машины может сместиться, и она упадет на хвостовую часть.
Шасси
Трехопорное шасси состоит из передней и пары основных стоек. Первая находится в носовой части фюзеляжа, в нижней нише техотсека. Она убирается назад при возникновении потока.
Основные стойки — с трехосными тележками, неповоротные. По полету узлы скрываются в гондолы, одновременно укорачиваясь.
За уборку и выпуск шасси отвечает гидросистема, что позволяет эксплуатировать технику на ВПП длиной от 2,5 км, покрытых бетоном или асфальтом.
Интересно знать! Отсеки основных стоек задействуются в качестве технических, для размещения оборудования.
Силовая установка
Представлена 4-мя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажными камерами. В моделях НК-32 уменьшена ИК и радиолокационная просматриваемость. Моторы попарно находятся в гондолах, друг от друга отделены стойкими к возгоранию перегородками. Каждый двигатель работает независимо от другого. Автономный газотурбинный энергоузел — ТА-12.
Интересно знать! НК-32 серийно выпускаются в Самаре с 1986 года, до 90-х в мире им не было аналогов.
Гидросистема
4 гидросистемы высокого давления с нагнетанием 280 кг/см² функционируют параллельно. Система работает на синтетическом масле 7-50С-3. Гидравлический привод позволяет перемещать поверхности управления, обеспечивать посадочную механизацию, уборку/выпуск шасси, управлять барабанами пусковых установок и другими узлами.
На каждый двигатель устанавливается 2 гидронасоса. Резервными установками являются турбонасосные системы ТНУК и ВСУ.
Топливная система
Включает 13 резервуаров, расположенных в полостях крыла и фюзеляжа. Общая заправочная емкость — 171 тыс. л авиатоплива на основе азота. Под запитку каждого двигателя предусмотрен расходный резервуар. Часть горючего идет на центровку. Штанга приемника топлива для дозаправки с воздуха находится в носу и убирается в режиме полета.
Электроснабжение
Каждый двигатель имеет собственный генератор переменного тока бесколлекторного типа и привод-генератор переменного тока. Мощность последнего узла — 120 кВА. Резервная система на земле и в воздухе — генераторы ВСУ ТА-12.
Оборудование
Ту-160 под названием «Белый лебедь» — машина стратегического назначения, оснащенная прицельно-навигационной установкой ПРНК. В ее состав входят:
- бомбардировочный прицел «Гроза», обнаруживающий цели днем и в условиях недостаточной освещенности;
- обзорно-прицельная ИНС, СНС, РЛС;
- астроколлектор;
- бортовой оборонный комплекс «Байкал» для обнаружения, классификации, уточнение координат противника, дезориентировки вражеской ПВО или создания на ее линии активных помех;
- многоканальный комплекс цифровой связи, подключаемый к спутниковым системам;
- тепловой пеленгатор сзади фюзеляжа — находит самолеты и ракеты врага с задней полусферы;
- дипольные отражатели, ИК-ловушки в специальных контейнерах — расположены в конусе хвоста;
- электромеханические устройства — в кабине пилота.
Управление производится при помощи специального джойстика.
На борту
Бомбардировщик — одна из комфортных боевых машин. Пилоты могут встать и походить по салону в течении 14 часов в небе. На борту есть кухня, подогревать блюда можно в специальном шкафу. Новинка авианосца — санузел, без которого военные отказывались принимать технику в эксплуатацию.
Вооружение Ту-160 «Белый лебедь»
«Белый лебедь» проектировался в качестве ракетоносца — носителя крылатых ракет повышенной дальности с ядерными боеголовками. Вооружение расположено в 2-х отсеках внутри фюзеляжа, способных выдерживать общую массу 40 т.
В зависимости от боевых задач самолета вооружение включает:
- 12 крылатых ракет Х-55 — дозвуковые, размещены на 2-х барабанных многопозиционных пусковых системах;
- 24 гиперзвуковые ракеты Х-15 на 4-х пусковых установках;
- авиационные бомбы корректируемого типа — поражают малоразмерную тактическую цель;
- стандартные свободнопадающие бомбы — их общая масса может составлять 40 т.
Интересно знать! В перспективе правительства России — кардинальное изменение вооружения. Бомбардировщик планируют оснастить высокоточными крылатыми ракетами Х-555 или Х-101, уничтожающими все тактические цели на море и на земле.
Модификации
«Белый лебедь» — поистине легендарный самолет с учетом того, что большинство его модификаций существовали только на стадии проектов:
- В, или 161 — ракетоносец с жидководородным силовым агрегатом. Дополнительная гелиевая система обеспечивает управление криогенным двигателем, азотная — контролирует вакуум в теплоизоляционных полостях. Проект от базового концепта отличается габаритами фюзеляжа;
- НК-74 — за счет экономичных двухконтурных реактивных двигателей повысилась дальность полета. Сборка авиамоторов осуществлялась по заказу на заводе г. Самары;
- П — проект, предусматривающий создание тяжелого истребителя дальнего сопровождения. На борту машины планировали разместить ракеты «воздух-воздух» средней и большой дальности;
- ПП — разработки самолета РЭБ довели до изготовления макета в натуральную величину, конкретизировали типы оборудования и аппаратуры;
- К — эскиз боевого ракетоносца авиационного комплекса «Кречет». В проекте указывалось, что на борту будут находится 2-х ступенчатые (твердотопливная + жидкостная) баллистические ракеты. Планируемая масса — 2,4 т, дальность — 10 тыс. км. Система управления — автономная, инерциальная. Ракета могла бы подключаться к внешним источникам данных, что позволял передавать координаты и скорость на борт со спутника. Разработки свернули в середине 80-х;
- СК — машина могла переносить 3-х ступенчатую жидкостную систему «Бурлак» весом 20 т. Пуск ракеты предполагалось осуществлять на высоте 9000-14 000 м при скорости машины 850-1600 км/ч. По характеристикам вооружение должно было превосходить американский Pegasus. Ввод в эксплуатацию планировался на 1998-2000 гг., но документы о сотрудничестве корпорация «Воздушный старт» и самарское «ЦСКБ-Прогресс» подписали только 19 января 2000 года;
- М — современная версия. Ракетоносец Ту-160 серии М оснащен новейшим вооружением и оборудованием. На его борту находится около 90 единиц ОФАБ-500У (масса каждой — 500 кг) и безъядерные ракеты. Бомбардировщик по техническим характеристикам превосходит истребитель британцев Typhoon. Дальность полета — в 4 раза больше английского аналога.

Интересно знать! Командующий дальней авиацией И. Хворов сообщил, что у техники серии М кардинально изменено вооружение, радиоэлектронные и авиационные системы.
Эксплуатация
Первые два экземпляра до завершения тестирования переданы на авиабазу Прилуки (в/ч 64204, УССР). На 1991 г. туда поставили еще 19 машин. Сформировано 2 эскадрильи. После распада СССР Украина вернула 8 единиц Ту-160 в счет долга за газ. Остальную летательную технику просто сдали на металл. 1 самолет в недееспособном состоянии находится в Музее дальней и стратегической авиации (г. Полтава). Последний комплекс ВВС Украины уничтожили 2 февраля 2001 года.
На 2001 год по договору ОСВ-2 в распоряжении России находилось 15 самолетов. Договор Минобороны и КАПО о модернизации всех единиц подписан в 2002 году.
5 июля 2006 г. ВВС РФ приняли на вооружение модернизированный бомбардировщик.
Боевое применение
В апреле 2015 года минобороны С. Шойгу отметил необходимость возобновления производства. Но самолет уже 17-20 ноября 2015 года использовали при проведении операции в Сирии. Машина была вооружена обеими типами крылатых ракет — Х-555 и Х-101. В дальнейшем технику задействовали в сирийской кампании.
Современное положение
На 2013 год Военно-воздушные силы России имели на вооружении 16 машин в боевой готовности. 10 из них передано на модернизацию. Обновленный стратегический бомбардировщик показан на аэродроме Куркачи в Татарстане — Ту-160 был первым в линейке «М».
На 2016 г. машины все еще проходили испытания на аэродроме Борисоглебское, т.к. специалисты восстанавливали исходные технологии. На 2017 г. ВВС России имело в распоряжении 16 машин.
Первая выкатка опытной единицы производилась на Казанском авиазаводе. Предварительно замминистра обороны Ю. Белоусов заявлял о вылете первой модернизированной машины в 2018 году, начале серийного производства в 2021-2023 году.
Интересно знать! В декабре 2018 года минобороны сообщил, что новый стратегический авианосец вошел в состав дальней авиации.
Количество и стоимость бомбардировщиков Ту-160
Ту-160 — один из дорогих представителей авиационных машин, цена одного экземпляра серии «М» на 2015 год составляла 250 млн. долларов. По информации от 2008 года 1 час полета ракетоносца без использования вооружения стоит 580 тыс. руб. Российские Военно-воздушные силы имеют в распоряжении 16 машин.
В искусстве
«Белый лебедь» больше всего привлекает создателей компьютерных игр — бомбардировщик является основой азиатской модели в Rise of Nations, воюет за Consortium в Act of War: High Treason, а также засветился в DCS:World и Ace Combat: Assault Horizon.
Российский кинематограф также обращался к образу Ту-160. В 2007 году снят фильм «07-й меняет курс», а в сериале «Спецназ» в эпизоде «Дыхание Пророка» ракетоносец атакует секретную лабораторию талибов.
Банк России в 2013 году выпустил серебряный рубль с изображением «Белого лебедя» в рамках серии «История русской авиации». Компания DEKLA с 2018 года выпускает лимитированную коллекцию часов, посвященную Ту-160.
Итоговое резюме
«Белый лебедь» — один из проектов, который доказывает, что на базе советской техники можно получить новейшие, «до зубов» вооруженные машины. Современное оснащение и слава Blackjack делают возможным преломление хода сражения лишь небольшой группировкой дальней авиации.