СУ-27, он же «Сушка» или «Сухарь» — многоцелевой истребитель всепогодного действия. Машина относится к 4-му поколению маневренных боевых самолётов, классифицируется НАТО как Flanker-B, что в русскоязычном варианте звучит так: ударяющий во фланг. Этот самолёт был разработан опытно-конструкторским бюро Сухого, с целью достижения превосходства в воздушном пространстве. Машина получилась очень удачной, неоднократно модернизировалась.
В настоящее время, «Сушка» считается основным истребителем российских ВВС, стоит на вооружении нескольких стран мира.
История создания
Четвёртое поколение маневренных истребителей серийного производства начало создаваться в конце 60-х прошлого столетия. Сразу отметим, что необходимость появления таких самолётов возникла у многих стран, но первыми над решением этой проблемы задумались в Соединенных Штатах. В частности, в 1965 году, американским конструкторам была поставлена задача по созданию нового тактического истребителя, который мог бы заменить устаревшие машины F-4C, класса «Фантом». В результате была запущена госпрограмма Fighter Experimental.
В рамках этой программы был спроектирован истребитель F-15 Eagle, тендер на его создание выиграла авиастроительная компания «Макдоннелл Дуглас». Произошло это в 1969 году, и спустя 5 лет самолёт был запущен в серийное производство.
Разумеется, Советский Союз не хотел отказаться среди отстающих, поэтому сразу несколько конструкторских бюро получили госзаказ на создание нового фронтового истребителя. Примечательно, но ОКБ Сухого изначально не принимало в этом участия, однако, успех США в создании нового перспективного истребителя подтолкнул конструкторов этого бюро к собственным наработкам.
Так появился проект с рабочим индексом Т-10. Эти наработки получили официальный статус в 1971 году.
Через год, было проводились научно-технические советы с представителями КБ Сухого, Микояна и Яковлева. По итогу, проекты новых истребителей ЯК были сняты с конкурса. Наработки Сухого и Микояна получили продолжение. В результате комиссия приняла решение, что стране пригодятся два истребителя с максимально унифицированным оборудованием, чтобы снизить производственные затраты.
Так получили путёвку в жизнь 2 самолёта с уникальными боевыми характеристиками: СУ-27 и МиГ-29.
Когда был принят на вооружение
Серийный выпуск СУ-27 начался в 1981 году. Сборка началась в цехах авиастроительного завода Комсомольска-на-Амуре. Силовые установки выпускались двумя производственными предприятиями: Московским машиностроительным и Уфимским моторостроительным. В эксплуатацию СУ-27 поступил в 1985 году, однако, в течение 5-ти лет проводились лётные испытания в полевых условиях.
На заметку! Официально истребитель был принят на вооружение только в 1990 году, когда конструкторами были устранены все выявленные недоработки.
Прототипы
Вполне естественно, что СУ-27 не был изначально создан в том виде, в котором его знает весь мир. Силами конструкторского бюро было создано несколько прототипных модификаций, на которых выявлялись и устранялись недостатки лётных характеристик.
- Первым в этой линейке стал самолёт с заводским индексом Т-10-1, который поднялся в воздух в 77-ом году. Пилотировал истребитель Владимир Илюшин. Вооружение на данную модификацию не устанавливалось, всего самолёт совершил 38 вылетов в рамках лётных испытаний. В рамках экспериментальных вылетов проверялась устойчивость машины и функциональность управления.
- Вторая модификация получила индекс Т-10-2 и была заявлена к испытаниям в 1978 году. Пилотировал машину Евгений Соловьёв, Герой Советского Союза. Согласно программе, проверялся коэффициент продольного управления. Испытания закончились неудачно: самолёт разрушился в воздухе, лётчик погиб.
- Третий образец получил более производительные двигатели, четвёртый — инновационную радиолокационную систему класса «Меч». После лётных испытаний 79-го года, была выпущена пробная партия из 5-ти машин, на которых тестировались системы управления и образцы вооружения.
Однако в ходе испытаний выплыли многие недоработки, упущенные на стадии проектирования. В частности, установленная электроника нарушала центровку истребителя. Показатели аэроупругости не соответствовали теории, расход горючего превышал заданные значения. Кроме того, поступила информация, что американский F-15 по многим показателям превосходит советскую разработку.
С учётом этих особенностей, у советских авиаконструкторов было два варианта решения проблемы: дорабатывать имеющийся экспериментальный образец либо создавать новую машину. Было решено создавать самолёт с нуля, используя опыт предыдущих наработок. В результате, «Сушка» претерпела существенные изменения в плане внешнего вида и технических характеристик.
Фактически, от предыдущей модификации не осталось ничего. Однако конструкторам удалось справиться с поставленной задачей: новая модификация превосходила американский истребитель.
Конструктивные особенности СУ-27
Рассмотрим основные узлы этой модели советского истребителя.
Устройство планера
Данный элемент построен по интегральной схеме, когда крыло сочленяется с фюзеляжем, образуя единую несущую основу. С целью повышения аэродинамики, крыло получило корневые наплывы, увеличивающие стреловидность, что повышает лётные характеристики на сверхзвуковых скоростях. Горизонтальное оперение представлено в виде полностью отклоняемой консоли, выполняющей функцию управления по крену и руля высоты.
Технически планер «Сушки» состоит из следующих частей:
- Носовая;
- Серединная;
- Хвостовая.
Узнаваемая форма обеспечивается за счёт центральной балки, выступающей за сопла двигателей.
Двигатели
В качестве силовой установки на СУ-27 устанавливаются двухконтурные турбореактивные двигатели, известные под индексом АЛ-31Ф. Эта линейка форсажных двигателей была спроектирована в конце 70-х, серийный выпуск начался в 1985 году после комплексных испытаний. Установлены движки в гондолах, расположенных в хвостовой части истребителя.
Компоновка силовой установки:
- Компрессоры с 4 и 9 ступенями пониженного и повышенного давления соответственно;
- Форсажная камера;
- Турбина охлаждения со ступенями повышенного и пониженного давления.
Заявленная масса силового агрегата 1 490 килограмм, заявленная тяга — 12 500 кгс. Равноразнесённая установка двигателей повышает стабилизацию и общую выживаемость самолёта в воздухе. Воздухозаборники закрыты защитной сеткой, сопла охлаждаются воздушным потоком.
Система подачи топлива
На самолёте установлено 5 топливных резервуаров: два в плоскостях крыла и три в фюзеляже. При полной загрузке, СУ-27 берёт на борт 9 600 литров топлива, при неполной — 5 600. В качестве горючего используется авиационный керосин Т-1, ТС, РТ.
Подача топлива регулируется установленными датчиками, насосы функционируют в автоматическом режиме.
Гидравлика
Гидравлическая система разделена на два независимых контура с заявленным внутренним давлением до 280 кг/см3. Подача гидравлики осуществляется насосами, работающими от привода двигателя.
Гидросистема обеспечивает функциональность следующих узлов конструкции:
- Тяг рулевого управления;
- Привод шасси;
- Тормоза;
- Управление тормозным щитком;
- Створки экранов воздухозаборных камер.
Пневматическая система и шасси
Пневмоустановка заполняется сжиженным азотом и выполняет две основные функции: открывает пилотскую кабину и дублирует гидравлику, обеспечивая выпуск шасси в экстренных случаях.
Конструкция шасси реализована по трёхопорной схеме. Центральные стойки выполнены в виде опор с телескопическими газомасляными опорами. Фиксируются шасси замковыми элементами, расположенными на силовых шпангоутах.
Энергопитание
Напряжение бортовой сети «Сушки» 200/115В с частотой тока 400 Гц. Подаётся напряжение электрогенераторами, интегрированными в каждый силовой агрегат. Напряжение низковольтной системы 27В, подаётся через установленные выпрямители. Автономное питание обеспечивается двумя аккумуляторами с преобразователем.
Управление
Это комплексный модуль, состоящий из нескольких подсистем. Электродистанционное управление обеспечивает следующие функции:
- Контролирует положение борта в поперечном и продольном канале;
- Оптимизирует аэродинамические показатели при выполнении манёвров;
- Исключает перегрузки при критических углах атаки;
- Снижает нагрузку на планер.
Программное обеспечение работает в трёх режимах:
- Полёт;
- Взлет/посадка;
- Жёсткая связь.
Помимо этого, в самолёте установлен ограничитель предельного режима и автопилот.
Навигационное оборудование
Этот элемент реализован в виде единого бортового узла, состоящего из следующих узлов:
- Высотомер;
- Измеритель скоростных показателей;
- Контрольные датчики воздушных сигналов;
- Электронный компас;
- Радиомаяк;
- Система расчёта вертикали.
Узел связи
Для взаимодействия с наземными и воздушными объектами, самолёт оборудован двумя радиостанциями, работающими на КВ и УКВ частотах. Дополнительно в основной узел связи включены устройства П-515 и П-503Б, для внутренней коммутации и записи разговоров пилотов.
Управление установленным вооружением и оборонительная система
Модуль представлен тремя подсистемами:
- Распознавание сигналов свой-чужой;
- Устройство поиска и сопровождения цели по ИК-излучению;
- Система наведения ракет.
Для защиты самолёта в воздухе используются:
- Генератор активных помех «Сорбция»;
- Модуль противоракетных помех АПП-50, рассчитанный на 96 выстрелов;
- Станция «Берёза», предупреждающая об облучении.
Пилотажное оборудование кабины
Здесь установлены шкальные пилотажные приборы командного и планового типа. Непосредственное управление СУ-27 осуществляется ручкой, расположенной в центральной части кабины. За управление силовыми агрегатами отвечают дополнительные рычаги, скомпонованные по левому борту. Путевое управление педального типа.
Окраска
Типовой камуфляж:
- Нижняя часть — светло-голубое исполнение;
- Верхняя часть — голубые, светло-голубые и серо-голубоватые пятно.
Ракеты выкрашены в белый цвет с тремя чёрными кольцами. Номерные знаки нанесены на переднюю часть фюзеляжа.
Тактико-технические характеристики
- Длина — 21.9 м;
- Высота — 5.9 м;
- Размах плоскостей — 14.6 м;
- Неснаряжённая масса — 16.3 т;
- Взлетная масса (усредненное значение) — 22.5 т;
- Максимальная масса с полной загрузкой — 30 т;
- Потолок высоты — 18.5 км;
- Номинальная скорость — 2 500 км/час;
- Дальность полёта — 3 680 км;
- Радиус поражения — 440-1 680 км;
- Номинальная перегрузка — 9G;
- Экипаж — 1 пилот.
Установленное вооружение
«Сушка» вооружена по пушечно-ракетной схеме. Здесь установлена 30-миллиметровая авиапушка ПШ-301, предусмотрены подвески для управляемых ракет ближнего и дальнего радиуса действия «воздух-воздух» и «воздух-земля».
- Дальность поражения воздушных целей.
Обнаружение целей возможно на расстоянии 35-100 км, обеспечивается одновременный захват до 10 объектов. Огонь ведётся по одной цели, возможно наведение двух ракет на один объект.
- Дальность поражения наземных целей.
Система обнаружения наземных целей фиксирует объекты, передвигающиеся со скоростью 15-90 км/час. Надводные объекты засекаются на расстоянии 30-350 километров, в зависимости от объёма цели.

Выполняемые элементы высшего пилотажа
Здесь можно выделить знаменитую «Кобру»: самолёт начинает задирать носовую часть, и без изменения вектора движения увеличивает угол атаки до 120 градусов, затем возвращается в режим нормального полёта. Впервые этот элемент на СУ-27 был выполнен Виктором Волком.
Кроме этого, машина выполняет «Кульбит» или «Чакру Фролова»: «Сушка» набирает высоту одновременно сбрасывая скорость и совершает мертвую петлю, фактически разворачиваясь вокруг хвостового оперения.

Места дислокации
Это аэродромы:
- Крымск;
- Чкаловск;
- Дзёмги;
- Петрозаводск;
- Хотилово;
- Кущевская-2;
- Кубинка;
- Унаши;
- Калинка;
- Бельбек;
- Лодейное поле;
- Авиацентр города Липецка;
- Вайноде (Латвия);
- Килпъявр.
Сравнение с аналогами
Учитывая, что СУ-27 создавался для достижения превосходства над американским истребителем F-15, имеет смысл сравнить эти боевые машины. Совместное маневрирование этих самолётов проводилось в 1996 году, на авиабазе «Саваслейка», расположенной в Нижегородской области. Отечественная разработка победила «американца».
По мнению российских лётчиков, Ф-15 неуверенно чувствует себя при маневрировании на дозвуковых скоростях.
Многие эксперты часто проводят сравнения СУ-27 и МиГ-29, ведь оба самолёта разрабатывались в рамках одного проекта. Однако это не совсем справедливо, ведь речь идёт о машинах разного класса, адаптированных под выполнение конкретных боевых задач. Можно уточнить, что СУ-27 манёвреннее своего собрата, несмотря на больший конструкционный вес. С этим утверждением не согласен Валерий Меницкий — шеф-пилот конструкторского бюро МиГ. Лётчик утверждает, что преимущество «Сушке» дают искусственные ограничения угла атаки.

Авиакатастрофы с участием СУ-27
Точное количество потерянных самолётов этого класса доподлинно неизвестно. Однако существует официальная статистика, где сообщается о 28 подтверждённых случаях.
Сюда входят:
- Авария над Уссурийском в 2008 году;
- Авиакатастрофа в Неваде в 2017: упал самолет, приписанный к авиакрылу «Агрессоры» ВВС США;
- Крушение в Винницкой области (2018 год, октябрь);
- Катастрофа в Житомире (2018 год, декабрь).
Симуляторы
Здесь можно выделить три компьютерных игрушки с высоким уровнем детализации характеристик этого российского истребителя:
- СУ-27 Фланкер;
- Современная боевая авиация;
- Горячие скалы.
Боевой путь
Истребители СУ-27 принимали участие в вооружённых конфликтах на территориях следующих стран:
- Абхазия;
- Южная Осетия;
- Эфиопия;
- Украина;
- Сирия.
Известные модификации
На базе серийного СУ-27 были построены следующие самолёты:
- СУ-27-ИБ — двухместный истребитель-бомбардировщик;
- СУ-27-М — многоцелевого применения;
- СУ-27-П — перехватчик;
- СУ-27-СК — экспортная модификация для коммерческого использования;
- СУ-27-СМ — модернизированная вариация серийного истребителя;
- СУ-27-СМЗ и СУ-27-СКМ — экспортные варианты;
- СУ-27-Уб — учебно-боевой самолёт;
- СУ-27-УБК — экспортный вариант предыдущей модели;
- СУ-30 — двухместный перехватчик;
- СУ-33 — истребитель палубного типа со складывающимся крылом и хвостовым оперением;
- СУ-33-УБ — учебный самолёт, расположенными рядом креслами пилотов;
- СУ-34 — истребитель-бомбардировщик с рядными сиденьями;
- СУ-35-С — истребитель многоцелевого применения без переднего горизонтального оперения;
- СУ-37 — был построен в одном экземпляре, разбился при совершении испытательного вылета;
- П-42 — форсированный двигатель и уменьшенная взлётная масса.

Заключение
СУ-27 — лучший истребитель, своего времени. Впервые этот самолёт поразил мировую общественность в 1989 году, когда при участии в авиасалоне Ле-Бурже продемонстрировал динамическое торможение, которое впоследствии назовут «Коброй».
В настоящее время «Сушка» выведена из серийного производства, однако, продолжает эксплуатироваться в России и за её пределами.