В начале 30-х годов прошлого столетия произошло значимое событие в мире авиации: в воздух поднялся самолёт И-16. Это уникальная по своим характеристикам машина произвела настоящий фурор. «Ишачок» эксплуатировался больше 20-ти лет, принимал участие в финской компании, поднимался в небо неспокойной Испании, участвовал в боях Великой Отечественной войны. Без преувеличения, И-16 стал символом целой эпохи, поэтому предлагаем познакомиться с этим легендарным самолётом поближе.
Как создавалась легенда
Идея создания этого самолёта принадлежит знаменитому авиаконструктору Николаю Николаевичу Поликарпову. ЦКб-12, которым в те годы руководил Поликарпов, начали разрабатывать проект этой машины в 1932 году. Примечательно, что работы сначала велись в инициативном порядке, но уже в мае 1933 года о проекте узнали в верхах, и конструктор получил заказ на разработку истребителя для ВВС.
Сегодня мало кто помнит, но на 30-е годы прошлого века пришёлся настоящий авиастроительный бум. Все ведущие державы мира поднимали в небо новые самолёты, но И-16, созданный Поликарповым, ворвался в это разнообразие яркой звездой.
К началу работ над проектом, в активе Поликарпова уже был самолёт У-2, позднее прозванный в народе «кукурузником», на вооружении стояли разработанные конструктором истребители И-5 и И-15. Однако гения авиастроения загорелся идеей создать скоростной и манёвренный истребитель, не имеющий аналогов в мире. К слову, Поликарпову удалось осуществить свою задумку.
Основой самолёта послужила типовая на тот момент конструкция: рама из труб, обшитый берёзовым шпоном фюзеляж и фанерные крылья, обтянутые полотном. Однако конструктор сделал убирающиеся шасси, что положительно повлияло на динамику машины в полёте. Были внесены и другие конструктивные изменения.
Первый полёт на И-16 совершил Валерий Чкалов. Произошло это знаменательное событие в феврале 1934 года в рамках государственных испытаний. Позднее, «Ишачка» испытывал и Владимир Коккинаки. По результатам тестирования, конструктором вносились изменения. В результате, уже четвёртый образец И-16 был запущен в серийное производство. Случилось это в конце 1934 года. Отметим, что за время своего существования, этот истребитель неоднократно модернизировался, поэтому длительное время оставался грозной боевой единицей.

Конструктивные особенности
Выше мы отметили, что в качестве базовой основы была использована смешанная конструкция традиционной аэродинамической схемы. В результате И-16 был типичным низкопланом с предусмотренным механизмом втягивающегося шасси. Однако общая характеристика неспособна передать ширины творческой мысли Николая Поликарпова. Поэтому рассмотрим конструкцию «Ишачка» более детально.
Фюзеляж
Фюзеляжи такого типа назывались полумонокок. Особенностью таких конструкций было равномерное распределение несущей способности между каркасом и обшивкой. На первых моделях, каркас изготавливался из деревянных шпангоутов и лонжеронов, обшитых берёзовым шпоном. Сверху наклеивалось полотно, пропитанное специальными аэролаками.
На фюзеляже И-16 размещались:
- моторама с двигателем;
- топливные баки;
- масляный бак;
- спаренные пулемёты системы ШКАС;
- радиооборудование;
- система тяг и тросов;
- кабина с закрывающейся дверцей.
На более поздних модификациях, появилось отделение для аккумулятора и 5-миллиметровая бронепластина, защищающая пилота.
Центроплан, крылья и шасси
Центропланом в самолётах называют центральную часть крыла, соединяющую правую и левую полуплоскости. В целом, это типовая конструкция, но в случае с И-16, этот элемент претерпел серьёзные изменения.
На машины этой серии устанавливались элероны двух типов:
- длинные;
- короткие.
Начиная с моделей 10-го образца, «Ишачок» стал комплектоваться посадочными щитками Шренка, работавшими от механического привода.
Кроме этого, в центроплане И-16 были предусмотрены ниши для убираемого шасси. Этот элемент был выполнен в виде 3-опорной конструкции. Убиралось шасси вручную: лётчику приходилось крутить специальную ручку, соединённую с хвостовым костылём.
Важно! Если самолёт базировался на аэродромах с грунтовым покрытием, шасси приходилось демонтировать: опоры забивались травой и грязью, и убирались не до конца. В этом случае увеличивался риск капотирования (переворачивания вверх шасси) самолёта в воздухе.
Двигатель
На И-16 устанавливалось несколько вариаций двигателей, различающихся конструкционным весом и производительностью. Все силовые установки охлаждались воздушным путём, цилиндры располагались радиально, поэтому двигатели получили название «Звёздочка».
На различные модификации И-16 ставились следующие типы двигателей:
- Ф-3 «Райт-Циклон»;
- М-22;
- М-22А;
- М-22В;
- М-62;
- М-63.
Все двигатели были 9-цилиндровыми, мощность варьировалась в пределах 480-930 «лошадок».
Чертёж
Тактико-технические характеристики в сравнении с аналогами
Начнём с того, что во время Миланской авиавыставке 1935-го года, И-16 был самым запоминающимся экспонатом, заинтересовавшим всех участников. Однако в Красной армии, этот самолёт поначалу вызывал настоящий страх среди пилотов. Дело в том, что советские лётчики привыкли к тихоходным бипланам, и элементарно не могли обуздать скоростной истребитель. Самолёт был сложен в освоении, и требовал максимальной концентрации лётчика во время полёта.
Рассмотрим технические характеристики «Ишачка», актуальные для модели, образца 24.
Тип самолёта | Истребитель |
Численность экипажа | 1 пилот |
Тип и мощность двигателя | М-63, производительностью 900 л. с. |
Скорость | 462 км/час |
Потолок высоты | 9 700 м |
Дальность полёта | 440 км |
Конструкционный вес | 1 382 кг |
Масса взлёта | 1 882 кг |
Размах плоскостей | 9 м |
Площадь крыла | 14.54 м2 |
Длина и высота самолёта | 6.13 и 3.25 м соответственно |
Базовое вооружение | 4 пулемёта ШКАС, калибром 7.62 мм |
Когда «Ишачок» только осваивал воздушное пространство, он превосходил по лётно-техническим характеристикам почти все машины, вероятного противника. Например, во время боёв в Испании, И-16 на равных сражался с самым мощным на тот момент немецким истребителем Messerschmitt Bf.109C, которыми была укомплектована ударная группа «Кондор». Так продолжалось до начала 40-х годов, пока на вооружении Люфтваффе не появились истребители Bf.109E, превосходящие советские машины по скорости и огневой мощи.
Итальянские самолёты Fiat превосходили И-16 только в огневой мощи. Фиаты вооружались пулемётами, калибра 12.7 мм. Учитывая, что первые советские истребители были деревянными и не оборудовались бронеспинками, защищающими пилота, подобное превосходство могло быть фатальным. Однако «Ишачок» значительно превосходил «итальянцев» в скорости, поэтому больших потерь среди советских пилотов и испанских добровольцев не было.
С американскими и английскими истребителями И-16 впервые столкнулся во время войны в Финляндии. Советские самолёты вполне уверенно противостояли врагу, однако, при условии, что за штурвалом находился опытный пилот, которых к тому времени было не так уж и много.
В целом, самолёт оставался актуальным вплоть до 1943 года, хотя годом ранее был выведен из серийного производства. Ко дню Победы, эти машины остались на боевом дежурстве только на Дальнем Востоке.

Вооружение
Огневая мощь И-16 наращивалась с каждой последующей модификацией. Начнём с того, что ранние версии комплектовались 7.62-миллиметровыми пулемётами ШКАС, вмонтированными в плоскости. Начиная с 10-го серийного образца, «Ишачок» получил дополнительные пулемётные гнёзда, расположенные поверх двигателя. На некоторые модели ставились пулемёты Ультра-ШКАС, отличающиеся более высокой скорострельностью.
Бои в небе Мадрида показали, что пулемёты, «заточенные» под винтовочный патрон неэффективны против самолётов, реализованных в цельнометаллическом корпусе. Поэтому было принято решение об установке малокалиберных автоматических пушек ШВАК, но реализовать данный проект не удалось.
Пушки были установлены на И-16 образец 27, однако, этот самолёт был выпущен ограниченной партией. Модернизация вооружения завершилась установкой синхронных пулеметов ШКАС и одним пулемётом ШВАК, калибром 12.7 мм. Отметим, что на «Ишака» подвешивались бомбы и ракеты.
Довольно интересным проектом был составной пикирующий бомбардировщик. Суть заключалась в том, что к плоскостям тяжёлых бомбардировщиков ТБ-3 подвешивались И-16 с бомбами. На подлёте к цели, «Ишачки» освобождались из захватов, выполняли прицельное бомбометание и становились звеном поддержки, прикрывающим ТБ-3 от самолётов противника. Эффективность такой конструкции была подтверждена в 1941 году, когда составной бомбардировщик уничтожил мост Карла Первого через реку Дунай.

Окраска
Изначально И-16 покрывался обычной серебрянкой и аэролаком. Однако опыт боёв на Халкин-Голе показал, что такая раскраска обеспечивает нулевую маскировку самолётов в степи. Так появился камуфляжный раскрас, представляющий собой хаотичное расположение полос и пятен защитного цвета, наносимого поверх серебряной краски.
Перед началом войны, И-16 раскрашивался в стандартный для ВВС камуфляж. В 1941 году на корпус наносилась боевая раскраска типа НКАП, когда поверх защитного зелёного цвета накладывались чёрные полосы.
Самолёты, дислоцированные в северных районах «одевались» в зимний камуфляж, наносимый смывающейся краской МК7.
Целевое применение
И-16 — это скоростной истребитель, что предопределяет его функциональность и роль в боевых действиях. В частности, задачи истребительной авиации можно сформулировать так:
- воздушная разведка;
- уничтожение самолётов противника;
- прикрытие сухопутных частей.
К слову, с поставленными задачами «Ишачок» справлялся вполне успешно, но довольно быстро устарел в техническом плане. Как упоминалось выше, И-16 был выведен из серийного производства в 1942 году, уступив место более эффективным машинам Як-9 и Ла-7.
Модификации
«Ишачок» послужил базой для создания следующих самолётов:
- И-16П — комплектовался пушечным вооружением;
- ЦКБ-18 — опытный образец штурмовика;
- И-16В — высотный истребитель с турбокомпрессором;
- И-161 — выпускался в нескольких вариациях, от прототипа отличался более мощным вооружением и двигателем, серии «Райт-Циклон»;
- И-164 — истребитель боевого сопровождения с дополнительными топливными баками;
- И-16бис — модернизированный вариант предыдущей модели;
- УТ-2 — тренировочный самолёт с двухместной кабиной;
- УТИ-2 — учебно-тренировочный вариант с раздельной кабиной и неубирающимся шасси;
- УТИ-4Б — боевой вариант предыдущей модели с бомбовым вооружением;
- С.8 — испанская версия И-16, выпускавшаяся по лицензии;
- Чжун-28 Цзя — китайская версия, выпущенная 3-мя экземплярами.

Заключение
И-16 был первым во многом. В частности, на этом самолёте был установлен рекорд скорости, впервые были использованы реактивные снаряды и неубирающиеся шасси. Поэтому даже на фоне остальных гениальных проектов Поликарпова, «Ишачок» произвёл настоящий фурор. Кстати, именно этот самолёт был изображён на аверсе медали «За отвагу».
К сожалению, И-16 в исторической комплектации не сохранилось. Вообще, в настоящее время осталось всего 3 истребителя этого типа. Находятся эти модели в музеях.
Скорость И-16 у земли была выше,чем у Ме-109 на 12 км/ч.Тому,чтобы удрать от верткого И-16 на малых высотах,приходилось пускать в цилиндры закись азота.
В детстве, когда рисовал воздушные бои, рисовал именно И-16 (не “чайку” и не более поздние Яки и МиГи, а именно И-16). Это реально яркая звезда в авиастроении, жаль, что так мало сохранилось.
А ещё вспомнилось: “Над всей Испанией безоблачное небо!” и “chato” курносые, на защите республики!