АН-2 — самый известный в России самолёт сельскохозяйственной авиации, получивший ласковое прозвище «Кукурузник». Эта модель занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как «долгожитель» мира авиации: это единственный в мире самолёт, выпускавшийся больше 60 лет. Примечательно, но несмотря на почтенный возраст, «Кукурузники» продолжают использоваться вплоть до настоящего времени. Самолёт имеет свою историю, представлен несколькими модификациями и поставлялся на экспорт в стран мира.
История создания
Долгая дорога АН-2 началась в 1946 году, когда конструкторскому бюро под руководством Олега Константиновича Антонова было поручено создание нового гражданского самолёта для сельскохозяйственной авиации. Изначально в качестве прототипа предполагалось использовать модификацию моноплана Fi-156, однако, после длительных дискуссий, начал разрабатываться проект биплана. Отметим, что это было довольно смелое решение: во всём мире уже отказались от создания таких модификаций.
Сделав выбор в пользу самолёта короткого взлёта и посадки, ОКБ-13 быстро представил на рассмотрение комиссии два опытных образца СХА-1, который позднее был переименован в АН-2. Оба прототипа оснащались двигателями Швецова, производительностью 760 и 1 000 лошадиных сил. После первых лётных испытаний, которые проводились в 1947 году, было решено оставить силовую установку АШ-62ИР, мощностью 1 000 л.с. Такая компоновка увеличивала грузоподъёмность на 840 кг, сохраняя лётные показатели.
Испытывался «Кукурузник» до марта 1948 г, и спустя год был запущен в серийное производство. Первый АН-2, представленный в транспортном варианте, пилотировал лётчик-испытатель Лысенко.

Целевое применение
В Советском Союзе, АН-2 использовался на региональных авиалиниях, занимаясь грузопассажирскими перевозками. Помимо этого, самолёты конструктора Антонова применялись школами ДОСААФ для подготовки любителей парашютного спорта. Подходил АН-2 и для выполнения сельскохозяйственных работ, например, опрыскивания полей пестицидами и другими химическими удобрениями. Кстати, прозвище «Кукурузник» закрепилось за этим самолётом не вполне заслуженно. Дело в том, что АН-2 по внешнему облику сильно напоминал другой советский биплан — У-2, созданный авиаконструктором Поликарповым. Именно эти самолёты использовались для обработки кукурузных полей Украинской ССР, за что и получили своё прозвище.
АН-2 — это простой и удобный в эксплуатации самолёт, предназначенный для многоцелевого применения. Благодаря малому разбегу и относительно низкому конструкционному весу, эти модификации могли садиться на не обустроенных взлётных площадках. Поэтому «Аннушка» широко использовалась для освоения территорий Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера.
Несмотря на то что первый свой полёт АН-2 совершил в 1949 году, в 2017-2018 гг. эти модели решали почти 90% задач, поставленных перед российской малой авиацией. Эти данные были представлены научно-исследовательским институтом Чаплыгина.
Особенности конструкции
Если рассматривать аэродинамическую схему АН-2, самолёт выглядит следующим образом. Это лёгкий, многоцелевой биплан с I-образными стойками коробки крыла, дополненными расчалкой, соединяющей конструкцию. Хвостовое оперение выполнено в традиционном стиле. Для обшивки корпуса каркаса крыльев был использован лёгкий алюминиевый сплав. Рулевые поверхности вертикального оперения, стабилизатора и коробка крыла изготавливались из полиэфирного полотна.
Шасси самолёта трёхточечное, неубирающееся. Конструкция этой части унифицирована, поэтому при необходимости, колёса легко заменялись лыжами. Мягкость посадки обеспечивалась амортизаторами воздушно-масляного типа.
Как упоминалось выше, в качестве силовой установки был использован двигатель Швецова. Это звёздочкообразный агрегат, установленный в носовой части фюзеляжа. Охлаждался мотор воздушным путём, сочленялся с 4-лопастным винтом серии АВ-2. В последующих версиях, винт начал дополнительно оборудоваться системой противообледенения.
Кабина
Кабина АН-2 двухместная, однако, не отличается высоким уровнем комфорта. Остекление панорамное, боковые стёкла вынесены за габарит фюзеляжа, Компоновка приборной панели примерно одинаковая для всех модификаций. Здесь устанавливались:
- Авиагоризонт;
- Скоростной указатель;
- Два высотомера: барометрический и радиолокационный, последний предназначен для полётов на малых высотах;
- Вариометр.
Помимо этого, на приборной панели устанавливалось три компаса: дистанционно-индукционный, гирополукомпас и резервный.

Салон
В зависимости от целевого применения, компоновка салона могла отличаться. Например, грузовые самолёты оснащались откидными креслами, в пассажирской версии были предусмотрены мягкие посадочные места. Здесь нужно уточнить, что конструкция АН-2 не ориентирована на пассажирские перевозки, хотя «Кукурузник» Антонова довольно эффективно использовался в этом направлении.
В салоне располагалось 12 мягких кресел в четыре ряда. Между ними предусматривался один узкий проход. Комфорт для пассажиров был минимальным, однако, и перелёты осуществлялись на малые расстояния. Отметим, что в современной России, многие влиятельные господа приобретают для личных целей именно АН-2. Здесь пассажирский салон изготавливается по индивидуальному заказу.
Технические и лётные характеристики
- Экипаж — 2 человека;
- Пассажировместимость — 12 человек;
- Грузоподъёмность — 1.5 тонны;
- Размах крыла: верхнее/нижнее: 8.4/5.7 м;
- Площадь коробки крыла — 71.5 м2;
- Конструкционный вес: 3 400-3 690 кг;
- Объём топливного бака — 1 240 л;
- Скорость: номинальная/допустимая/крейсерская — 236/300/180 км/час;
- Дальность полёта — 990 км;
- Потолок высоты — 4.2 км при максимально допустимой массе взлёта;
- Диаметр винта — 3.6 м;
- Возможность использовать вооружение: бомбы, весом до 250 кг, неуправляемые авиационные ракеты С-5М либо С-5К.
Имеющиеся модификации
АН-2 многоцелевой самолёт, что позволило построить на его базе довольно много модификаций. Примечательно, но модернизировался «Кукурузник» не только российскими, но и иностранными авиаконструкторами.
Советские модификации
- Пассажирский;
- Модернизированный одноместный для сельскохозяйственной авиации;
- Турбовинтовой;
- Противопожарный;
- Санитарный;
- Корректировщик артиллерии (экспериментальный);
- Транспортно-пассажирский;
- Транспортно-десантный;
- Аэрофотосъёмочный;
- Служебный в 5-местном исполнении;
- Перехватчик аэростатов;
- Разведчик погоды для метеоисследований в горных районах;
- Экраноплан (опытный образец).
Польские модификации
В этой стране, АН-2 выпускался следующими версиями:
- Geofiz;
- LM;
- P/PK/PR;
- R;
- S;
- T/TD/TP.
Китайские модификации
В этой стране самолёт Антонова известен, как «Фонг Шу-2» и выпускался такими вариациями:
- Nanchang;
- Shijiazhuang;
- Y-5A — транспортник, предназначенный для грузо-почтовых перевозок;
- Y-5B — сельскохозяйственный;
- Y-5C — транспортно-десантный;
- Y-5K — комфортабельный салон.

Варианты модернизации
Первая попытка глубокой модернизации АН-2 была предпринята в 2011 году, заказчиком выступил Минпромторг РФ. Целью переделки была установка новых двигателей: на тот момент, в России не производились конкурентоспособные силовые установки для малой авиации. Поэтому был заключен контракт с американской компанией Honeywell на установку двигателей. Условием контракта был ежегодный спрос на 40 и более машин. Однако американские двигатели получили только 25 моделей: спрос на такие модификации не оправдал ожидания.
В 2012 году Минтранс заявил о глубокой модернизации АН-2, запланировав реализацию на 2015 год. В 2013 были проведены испытания «Кукурузника» с турбовинтовым двигателем. В 2017 был разработан проект цельнокомпозитного самолёта «Байкал», который планируется запустить в серию в 2021 г на производственной базе авиационного завода Улан-Удэ.
Завершение серийного производства
Спрос на самолёты конструкции Антонова начал снижаться к середине 80-х годов прошлого века. Из серийного производства самолёт был выведен в 1992 году. Несмотря на это, модификации АН-2 штучно изготавливались в Китайской народной республике по заказу правительства.
Имеющиеся аналоги
В современном мире, аналогов АН-2 нет. Однако близким по конструкции и характеристикам самолётом можно назвать Bellanca AirCruiser, впервые поднявшийся в воздух в 1930 году. Несмотря на то, что это моноплан, он очень похож на разработку Антонова.

След АН-2 в русской культуре
В Советском Союзе самолёт изображался на маркированных конвертах. Кроме того, «Кукурузник» можно найти на почтовых марках Румынии, ГДР, Китая, Украины, Кубы, Казахстана, Ирака. АН-2 установлены памятники в российских городах:
- Ульяновске;
- Владимире;
- Иваново;
- Барнауле.
Имеются такие монументы в Сеуле и ряде городов Украины.
Засветилась «Аннушка» и в кинематографе. Увидеть этот самолёт можно в фильмах:
- Разрешите взлёт!;
- Неудержимые-2;
- Индиана Джонс: Королевство Хрустального Черепа;
- Афоня;
- Два долгих гудка в тумане;
- Спецназ (сериал);
- Диверсант. Конец войны.
Не обошлось и без киноляпов. Например, в первой экранизации «Золотого телёнка», великий комбинатор собирался купить АН-2. Однако, сюжетная линия фильма разворачивается в 1930 году, за 17 лет до создания первого образца этого самолёта.
Помимо перечисленного, про АН-2 есть немало песен. Кроме того, этот самолёт и сейчас можно приобрести в виде сборной модели.
Заключение
За время серийного производства АН-2 было выпущено порядка 18 000 машин, примерно 3 500 из них продолжают оставаться в строю по настоящее время. Сегодня самолёт считается устаревшим, однако, продолжает использоваться для нужд малой авиации, работает в труднодоступных районах. Добавим, что «Кукурузник» Антонова рано списывать в запас: проект модернизации этой машины продолжается.
Ан-2 можно заводить кривым стартером прямо из салона.
Была еше модификация Ан-2М, экипаж 1 пилот, фонарь откидной и прочие навороты.
Имел допуск на него в качестве авиатехника в возрасте 19 лет. Варианты только сельхоз и транспортный. В отряде из 40 аннушек эмок было только 3.
Фильм “Иван Бровкин на целине”! Мотаясь по командировкам по области, однажды летел на АН-2. Это было что-то?!! :-))) Во первых он был без кресел. Скамейки вдоль бортов. Во-вторых народу… Какие там 12 человек??? Я полтора часа стоял у самой двери… В третьих дверь держалась крючком для туалетных дверей. В двери была щель через которую была видна земля! Как мы только долетели??? :-)))
Хороший масалёт! Еси бы не выхлопные газы и постоянная качалка… То яма, то канава!!!
Вроде бы летал на всяких самолетах, начиная с Ли-2, но от Ан-2 бог миловал
Автор, у мотора параметр мощность, а не производительность. Такие “отговорки” выдают явного дилетанта гуманитария.
Следует также помнить, что первую версию самолёта Олег Константинович предлагал ещё в 1940 году, но война помешала. И было это ещё в Сибнииа. А в войну Антонов занимался проектирование планеров. Так вот, один из планеров разрабатывался под транспортировку лёгкого танка. В серию он не пошёл, но вот бипланное крыло от него очень похоже на крыло Ан2. Наработки даром не пропали. К сожалению, потом КБ Антонова организовали в Киеве.