1942 год начался для Германской армии не лучшим образом. Наступление на Москву, до того казавшееся успешным, сорвалось. Красная Армия не только отстояла столицу Родины, но и далеко отбросила армию Вермахта от стен города. В ходе контрнаступления советские войска почти заставили бежать немцев, как в свое время французов.
Однако выучка германцев позволила организовать новую линию оборону, а резервы РККА подходили к концу: среди солдат были большие потери, да и техника в большей части пришла в негодность. Началась позиционная война 1942 года с переменно успешными атаками то одной стороны, то другой.
Появление немецких тяжелых танков

Надо отметить, что советская армия была лучше подготовлена к прорыву эшелонированной обороны противника. Сказался опыт Зимней войны с финнами и преодоление линии Маннергейма. Этому способствовали и технические средства. В частности, тяжелый танк КВ со 100-мм круговой броней, способной выдерживать попадания 57-мм и 75-мм немецких снарядов. Наличие подобной машины стало неожиданным, а главное неприятным сюрпризом для гитлеровцев.
Однако нельзя сказать, что немцы не имели своих проектов тяжелых танков. Они имелись, да в достатке, просто не были нужны. Вся тактика армии Третьего Рейха строилась на молниеносных прорывах, быстром окружении армии врага и полном разгроме тыловых частей неприятеля. Под такую тактику лучше подходили быстрые и мобильные машины, какие как Т-3 и Т-4. Но их бронирование оставляло желать лучшего, а прорывать укрепленные линии обороны лучше на более защищенных танках.
Ответом на русский КВ стала разработка танка Т-6, более известного как «Тигр». Эта тяжелая машина имела значительное круговое бронирование, великолепную плавность хода и мощное 88-мм орудие, то самое, которое могло гарантированно пробить лоб Т-34. Конкурс на разработку танка объявили в 1942 году, и к лету этого же года на полевые испытания выдвинули свои образцы две фирмы – «Порше» и «Хеншель». По итогам испытаний руководство Вермахта выбрало танк фирмы «Хеншель». Хотя все думали, что Гитлер надавит на генералов и на вооружение поступит танк от фирмы старого приятеля фюрера – доктора Фердинанда Порше.

Однако Tiger (P) не стали использовать по ряду причин. Главная из них чрезвычайная дороговизна и сложность машины. Дело в том, что конструкторское бюро Порше ранее специализировалось на создании спортивных автомобилей (это именно то, чем они заняты и в наше время). Поэтому для танка подобрали инновационный подход: электромеханическая трансмиссия. Это позволило двигаться танку с одинаковой скоростью вперед и назад, а также улучшить плавность хода, что положительно сказывается на прицельной стрельбе в движении. И всем трансмиссия хороша, но больно уж много меди требуется на ее изготовление. А медь в Третьем Рейхе ценилась очень сильно: военная промышленность постоянно находилась в дефиците. Кроме того, «Тигр» Порше весил более 70 тонн и при движении по пересеченной местности банально застревал в почве.
Создание «Мыши»
Доктор Порше не зря был близким другом Адольфа Алоизовича. Несмотря на то, что работы над проектом свернули, а готовые корпуса пустили на самоходки, Гитлер поручил КБ создание сверхтяжелого танка с ультимативной бронезащитой и огневой мощью. Фердинанд с энтузиазмом приступил к разработке нового танка. В нем он планировал использовать все новейшие разработки немецких инженеров и ученых.
Проектные работы затянулись почти на год. На танк планировали установить два орудия: 75-мм и 128-мм. Они должны были размещаться в огромной башне с бронированием в пределах 250-мм и полукруглой лобовой частью. Корпус гиганта также поражал воображение: высота более двух метров, лобовая деталь толщиной до 200 мм и гусеницы шириной больше метра каждая. Изюминкой танка стала и доработанная трансмиссия, причем их было две – по одной на правую и левую гусеницы.
Первый макет в дереве представили летом 1943 года. Он произвел на Гитлера впечатление, но генералитет высказал сомнение в целесообразности подобной машины. И если Адольф смотрел на танк как мальчик на новую игрушку, то военные сразу поняли все недостатки «Мыши». И эти недостатки проявили себя уже на первых ходовых испытаниях. Когда «Мышь» решили погонять по полям и посмотреть, как она будет себя вести на пересеченной местности, то под ней сломался мост. 200-тонную машину пришлось вытягивать несколькими тягачами. И это в относительно спокойном месте. Что будет, если Т-7 придется эвакуировать под огнем противника?
Полноценно построить «Мышь» удалось только в конце лета 1944 года. Произвели два образца под кодовыми именами – 205/1 и 205/2. После этого Гитлер почти сразу отменил серийное производство гигантов. Промышленность Германии трещала по швам. С запада наступали Союзники, с востока шли русские. Оба танка переоборудовали под неподвижные бункеры – их поставили поперек улицы и вели огонь из их орудий. Понимая, что РККА охватывает город, экипаж подорвал свои танки и отступил.
Советский трофей

Оба танка попали в руки советских войск. Их отбуксировали в тыл и тщательно изучили. Кроме того, обследованию подверглись и заводы на которых «Мышь» планировали производить. Но так как в руки советских инженеров попали полуразрушенные экземпляры, то долго их не изучали и быстро отправили на полигон. Здесь они использовались в качестве учебных мишеней. Впоследствии из двух танков собрали один (относительно полноценный) и отправили в музей военной техники в Кубинке. Здесь «Мышь» Порше-205/2 стоит и поныне, радуя глаз посетителей.
Мосты под той хренью ломались, на поле она вязла… что там было производить? На обычные-то танки ресурсов не хватало.Хотя это еще не самый безумный образчик комплексов немецких танковых конструкторов. Возмещая недостаток в одном месте они создали проекты танков “Рата” высотой трехэтажный дом и весом в 1000 тонн, танков “Монстр” с экипажем в 100 человек и основным оружием в виде 807-мм гаубицы “Дора”. Так что германский гений был весьма сумрачным. Кстати, Т-7 – это не “Маус”, а “Лёве”. “Лев”, то есть. А “Маус” носил индекс 8.