Вспоминая жизненный уклад советских людей в СССР невозможно обойти стороной такую важную для русского народа тему, как религиозность, вера в бога и отношение общества к религии вообще. Общеизвестно, что коммунистическая идеология напрочь отрицала существование бога, мягко говоря, не поощряла отправление религиозных культов населением, а во время становления советской власти в России было разрушено огромное количество храмов и церквей, представляющих большую историческую ценность.
Вековые традиции
Несмотря на государственную борьбу с религией, простой народ, невзирая на запреты, продолжал отмечать такие традиционные праздники, как Рождество, Крещение, Пасху, а также крестить детей, проводить обряды венчания и отпевания усопших. Не все конечно, но большинство.
Так было много веков, так было и при советской власти.
Не особенно отличались в этом отношении и люди, облеченные властью, те же коммунисты. Однако, в отличие от простых смертных они скрывали свое истинное отношение к религии весьма тщательно, так-как за подобные дела можно было серьезно схлопотать по партийной линии. Но и они ходили в церковь, крестили детей, венчались и отпевали близких. Тайно.
Ю. А. Гагарин и религия
Об истинном отношении советских людей к религии и святым для любого русского человека местам можно судить на примере первого космонавта планеты, настоящего советского человека, коммуниста и офицера Юрия Алексеевича Гагарина. Будущий космонавт родился в Смоленской области, неподалеку от города Гжатск в простой крестьянской семье. Родители были людьми верующими и естественно маленького Юру крестили.

Мать Анна Тимофеевна в детстве водила его в церковь, а, будучи подростком, Юрий стал крестным племянницы. Впоследствии своих дочерей Елену и Галину Юрий Алексеевич также крестил, считая такой шаг не только религиозным обрядом, но и исполнением устоявшейся традиции истинно русского человека. Однако будучи офицером советских ВВС, коммунистом и примером для многих советских граждан свое отношение к религии не афишировал, а пронес уроки матери через всю свою недолгую, но яркую жизнь.
Посещение Троице-Сергиевой лавры
Из рассказов о Гагарине его давнего друга, полковника запаса ВВС Валентина Васильевича Петрова известно, что накануне своего 30-летнего юбилея Гагарин предложил своим близким друзьям посетить Троице-Сергиеву лавру и поклониться мощам преподобного Сергия. Было это в 1964 году, а в поездке Юрия Алексеевича сопровождали друзья – Николай Копыльцов и Валентин Петров. И хотя летчики были в гражданской одежде, знаменитого космонавта многие люди конечно узнали.
Юрия Гагарина приветствовали, задавали много вопросов, желали успехов в жизни и службе, а настоятель монастыря пригласил друзей на скромную монастырскую трапезу и беседу.

Настоятель также задавал много вопросов, а Гагарин, отвечая, показал хорошие знания в вопросах православия и русской истории. А еще Юрий Алексеевич поделился своим мнением о разрушении старинных церквей и в частности храма Христа Спасителя, на месте которого в то время построили открытый бассейн «Москва», назвав это неправильным.
В конце беседы Гагарин подарил настоятелю свою фотографию с автографом. Впоследствии, вспомнив этот разговор в стенах православной обители, Ю. А. Гагарин на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи в 1965 году сказал:
«На мой взгляд, мы еще недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране, в честь победы над Наполеоном. Неужели, название этого памятника затмило его патриотическую сущность?».
Итог
Опираясь на вышеописанное, можно сделать следующий вывод: религиозность Юрия Гагарина проявлялась в заботе об исторической справедливости к истории своей родины, сохранении памяти о предшествующих поколениях и любовью к своей стране. С другой стороны, как и любой человек опасной и трудной профессии он знал, что в тяжелые времена, когда вопрос стоит между жизнью и смертью, абсолютных атеистов не бывает.