Когда один из лучших отечественных инженеров по своей инициативе захотел создать новое орудие для самолетов, начальство было не против. Однако уже на этапе проектирования пушка выглядела многообещающе. Ее планировали использовать в будущих вооруженных конфликтах.
Однако этого не произошло – довести до идеала 20-мм орудие для самолетов Березина не получилось. Пушку не успели доработать до конца Великой Отечественной.

К марту 1941 г. советская авиация должна была получить пулемет УБ калибра 12,7 мм под названием ШВАК, создателем которого являлся известный инженер ЦКБ-14 в Туле М.Е. Березин. Но модель в то время еще была на этапе пуска в производство. Она обладала множеством недостатков.
ШВАК вышел перспективным, в связи с чем конструктор по своей инициативе задумал реализовать идею увеличить калибр пушки до 200 мм. Причем общее строение Березин решил сохранить прежним. С этого момента начинается история 20-мм орудия для самолетов Б-20.

Помимо прежней компоновки Березин в качестве снаряда взял имеющийся экспериментальный боеприпас 20х110, созданный в 1937 г. для отечественных ВВС и ПВО. Процесс разработки вскоре закончился. Уже в конце июня 1941 г. Б-20 тестировали на полигонах.
Оружие прекрасно проявило себя: по массе оно слегка превосходило пулемет УБ калибра 12,7 мм, но его мощность и темп огня выше. Новые испытания состоялись в конце лета 1941 г. на основе самолета-перехватчика ЛаГГ-3. Правда, Ил-2 Б-20 не получил: сильная отдача не позволяла их использовать на данных самолетах.
История размещения детища Березина на Ил-2 запуталась, когда оказалось, что военное руководство от разных источников получает различные сообщения о силе отдачи орудия. Чтобы навести здесь порядок, не хватило времени: ЦКБ-14 на основе которого трудились над проектом Б-20 перевели на Урал.
Однако сложности, приведшие к фиаско многообещающего орудия советского конструктора, лишь начинались. Из-за эвакуации инженеры упустили время на устранение недостатков пушки. Еще одно происшествие отрицательно повлияло на судьбу проекта: Березин угодил в ДТП, получив тяжелую травму позвоночника.
Потом военное руководство не поняло мысль об адаптации Б-20 под необычный боеприпас. Вдобавок на Урале наладить массовый выпуск такого патрона было очень затруднительно. В результате пришло распоряжение переделать оружие под серийный боеприпас от 12,7-мм пулемета УБ, хотя тот уступал в убойной силе. Подобный приказ вынудила главного конструктора целиком переделать затвор своего детища.
Доработки следовали друг за другом и казалось им не будет конца. Только в декабре 1943 г. пушку посчитали соответствующей всем требуемым параметрам. В Красной Армии с нетерпением дожидались ее. Спустя 2 мес., в феврале 1944 г. появился первый перехватчик Ла-7, предназначенный специально для установки 3 орудий Березина. Однако даже на этой стадии потребовались модификации.
Несмотря на то что очередное тестирование завершилось благополучно, время, которое могло бы помочь попасть Б-20 на фронт, было потеряно: к 1944 г. разработали, по меньшей мере, 2 орудия для самолетов калибра 20 мм. Хотя каждая из разработок выглядела многообещающе и уступали Б-20, из-за данного «состязания» было потеряно много времени. Пушку Березина передали ВВС только 11.10.1944 г.
С декабря 1944 по 1945 гг. всего произвели 9 515 экземпляров. Однако первые Б-20 не дотягивали до уровня обычного отстрела в 5 000 выстрелов. В связи с этим множество пушек продолжало лежать в хранилищах, а львиная доля Ла-7 была оборудована пулеметами УБ. Из 6 000 самолетов лишь 368 машин были оснащены всеми 3 орудиями Б-20.
Помимо Ла-7 группы пушек Березина устанавливали на самолеты Як-9У и Як-3 и ряд экспериментальных истребителей. Однако на фронт детище советского конструктора так и не попало. Его смогли доделать лишь после разгрома фашистской Германии. Вдобавок в 1945 г. пушка Березина уже сильно уступала аналогам.