Первый в мире авиабомбардировщик был создан именно в России. Имя ему – «Илья Муромец». Он был создан в далёком 1913 году и стал отцом всей мировой тяжёлой и дальней авиации.
Юный гений
В начале 20 века авиация считалась забавной прихотью, по-серьёзному никто в неё не верил. В России и в других странах строили фанерные аэропланы, которые часто глохли или вовсе разваливались на ходу. Любой авиатор понимал, что каждый его новый полёт может стать последним.
В 1913-м, в год 10-летия первого полёта братьев Райт, российской авиастроение всё ещё находилось на первоначальной стадии развития. Империя только начала осваивать выпуск своих планеров. В это время молодой киевский авиаконструктор предлагает создать первый в мире многомоторный самолёт, который был бы тяжёлым бомбардировщиком.

Все тогда решили, что это глупая и несущественная затея. Никто не знал, что будет с самолётом, если один из двигателей откажет. Большинство специалистов считали, что машина рухнет на землю. Тогда сопромат и аэродинамика были в зачаточном состоянии, а стендов и приборов для испытания новых самолётов не было в принципе. Прочность машин определяли «на глаз».
Гибель «Русского Витязя»
Несмотря на скептицизм наставников, Сикорский продолжил свои изыскания. Он создал первый в мире четырёхмоторный биплан «Русский Витязь» весом в 2 тонны и размахом крыльев в 27 метров. Тогда ни один самолёт в мире не мог поднять в воздух более 3 ц груза, а «Русский Витязь» мог переносить тонну веса.
Первый полёт «Витязя» прошёл в мае 1913 года, и он был успешным. За всё время он совершил 67 успешных вылетов, один из них длился 114 минут – рекорд по тем временам. В сентябре 1913 года по стечению обстоятельств на «Русский Витязь» упал двигатель с пролетающего аэроплана. Восстановить машину было тяжело, и Сикорский решил к ней не возвращаться и сосредоточиться на новой затее.
Чудесный самолёт
Первый «Илья Муромец» был готов уже к октябрю 1913 года. Его размеры поражали современников, а 6 часов полёта без дозаправки были абсолютным мировым рекордом. Самолёт поднимался на 2 км в высоту и летел со скоростью 130 км/ч.
Грузоподъёмность «Ильи Муромца» была в два раза выше, чем у «Витязя». Пассажирскую кабину и фюзеляж основательно доработали, а салон впервые был отделён от пилотной кабины. В пассажирском салоне был свет, отопление и даже ванна с туалетом.

В первый же день Первой Мировой в русской армии сформировали 10 эскадрилий с «Муромцами». В каждом отряде было по истребителю и нескольким лёгким аэропланам. Потом командование признало такой подход неэффективным и соединило все бомбардировщики в одну эскадрилью.
Благодаря творению Сикорского бомбометание вышло на недостижимый ранее уровень. Если раньше бомбы привязывали к фюзеляжу и сбрасывали вручную, то в 1916 году начали внедрять электрические сбрасыватели бомб. В 1915 году с самолёта впервые сбросили бомбу массой в 410 кг. На «Муромце» были не только бомбы, но и пулемёты. Вражеские лётчики называли такие самолёты «ежами», т.к. у них почти не было уязвимых зон.
За время войны произвели около 80 «Муромцев». В последний раз самолёт вылетал на боевое дежурство в 1920 году. После этого и до 1923 года бомбардировщик использовали только в гражданских целях. Россия благодаря «Илье Муромцу» стала родиной тяжёлой авиации.