При жизни Сталин не успел претворить в жизнь все свои грандиозные проекты, и многие сразу же были закрыты по приказу Лаврентия Берия. Одним из них стал Великий туркменский канал. По задумке Иосифа Виссарионовича он должен был превратить Каракумы из безжизненной пустыни в цветущий сад.

Вода в пустыне
Большую часть территории Туркмении занимают степи и пустыни, пригодные разве что для кочевого скотоводства. Рядом с этими землями протекала полноводная Амударья, которая могла бы полностью преобразить и республику, и жизнь в ней.
Ещё в 1717 году Пётр Первый отправлял в эти края экспедицию для того, чтобы узнать, получится ли повернуть реку в сторону долины Узбой, где было одно из высохших русел реки. Однако всерьёз за эту идею взялись только спустя более двухсот лет, в сталинскую эпоху. СНК Советского Союза рассмотрел вопрос об изменении русла Амударьи в 1932 году. Но и тогда работу пришлось отложить. Возможности для реализации проекта появились только после Великой Отечественной войны.

Разработчики считали, что новый канал должен был пересекать всю территорию Туркмении – от мыса Тахиа-Таш, что в низовьях Амударьи, и до Каспийского моря рядом с Красноводском (ныне Туркменбаши). До 1957 года планировалось выкопать около 1,1 тысячи километров, и канал должен был стать вторым по продолжительности в мире. Туркменский канал должен был стать транспортной артерией, который должен был соединить Среднюю Азию с европейской частью Советского Союза. Считалось, что канал оживит пустынные земли, позволит открыть здесь новые предприятия и построить посёлки и города.
Специалисты уверяли, что канал обеспечит водой около 1,3 млн. гектаров земли и сделает их пригодными для сельскохозяйственного производства. Кроме того, должны были быть обводнены 7 млн. гектаров пустыни Каракумы.
С 1950 по 1953 годы работы велись наиболее активно и сопровождались мощной пропагандистской кампанией. Проект преподносили для народа как очередное достижение «отца народов» в его укрощении природы.
Бесславный финал
Осенью 1950 года Совет Министров Советского Союза учредил специальную организацию «Средазгипрострой», которая заведовала прокладыванием канала. Она была присоединена к МВД и имела временную базу в узбекском городе Ургенче.
Работы были организованы очень плохо. Штат материально-технического снабжения состоял всего из 8 человек. Этого было мало для девяти больших баз в разных городах. Стройплощадки были удалены от баз, сложности с транспортировкой, отсутствие учёта приходящих грузов и контроля над ними делали своё дело. Имущество часто приходило в негодность и пропадало, нередки были случаи хищения.
До самой весны 1953 года, пока не скончался Иосиф Сталин, все работы заключались только в подготовке, оборудовании материально-технических баз и строительных площадок. Среди рабочих было 10 тысяч заключённых ГУЛАГа и 7 тысяч свободных людей. Им удалось проложить только два небольших участка будущего канала, после чего Берия распорядился сначала заморозить стройку, а потом и вовсе её закрыть. Правительство решило, что даже консервация вложенных средств будет более рентабельной, чем дальнейшее строительство.
Неокупившиеся затраты на строительстве были равны 21 миллиарду рублей, и это не считая того, что советское правительство смогло сэкономить, привлекая к работе зэков. Схожая судьба постигла и другие строительные проекты Сталина. Берия, видимо, понимал, что раздираемые бесконечными бунтами ГУЛАГ уже не будет так же эффективно работать, как это было раньше.