Фраза «машины Великой Отечественной» у русского читателя в основном ассоциируется с «виллисами» и «студебеккерами». Однако внимания заслуживают не только автомобили союзников, но и советские машины, внесшие свою лепту и в разгром фашистов, и в развитие отечественной автомобильной промышленности. Ниже рассказано про первый на планете удобный внедорожник.
Прославленный ГАЗ-61
Про знаменитую модель «ГАЗ М1» написано много публикаций, снято роликов и кинокартин. Добавить нечего. Разумеется, это хорошая машина, хотя и является дубликатом автомобиля компании «Форд» модели «Б 40А Фордор Седан». Ниже речь пойдет о ГАЗ-61 – первом отечественном транспортном средстве с колесной формулой 4х4.

Мир стоял на пороге Второй мировой. В Европе военные действия разгорались все сильнее и советские лидеры, предчувствуя, что вскоре в войну будет втянут и СССР, приказало сотрудникам Горьковского автозавода придумать уникальную машину, не имеющую аналогов.
В качестве основы будущего автомобиля конструкторы взяли усовершенствованные модификации «ГАЗА М1»: модели «ГАЗ-11-40» и «ГАЗ-11-73» с более качественной подвеской, измененной радиаторной решеткой, удлиненными рессорами и нестандартными для русских машин того времени стояночным тормозом под приборной панелью и клавишей запуска стартера на приборной доске (взамен напольной педали).
Необходимо было лишь придумать, как превратить модель в полноприводную.
По-сути для успешного финала проекта оставалось создать лишь передний ведущий мост и раздаточную коробку. С этим у изобретателей не было проблем. Для обеспечения связи двух вышеуказанных элементов конструкции применили слегка модифицированный карданный вал машины ЗИС-101 с шарнирами на игольчатых подшипниках.
Карданный вал, находящийся в задней части, являлся двойным и закрытым. Взамен КП с 3-мя ступенями, характерной для легковых автомобилей, установили коробку передач с 4-мя ступенями от знаменитой «полуторки» с силовым диапазоном, повышенным в 2 раза.

В сочетании с мотором с 6-ю цилиндрами мощностью 85 л.с. механизм демонстрировал приличные характеристики. В механическом приводе системы торможения использовали уравнитель, благодаря которому тормоза на всех колесах срабатывали одновременно.
К началу 1939 г. смогли создать все рабочие чертежи, в середине весны того же года приступили к сборке, а 10.06.1939 г. новая модель пришла на заводские испытания, продлившиеся с июня по ноябрь. На автотрассе с максимальной нагрузкой (5 центнеров) автомобиль сумел разогнаться до 107,5 км/ч, демонстрируя низкое потребление горючего (14 л на 100 км).
Автомобиль для военачальников
К 1940 г. ГАЗ-61-40 выдали народному комиссару обороны маршалу Ворошилову, военачальникам Павлову, Жукову, Мерецкову и Тюленеву. От ненастья генералов защищало брезентовое покрытие. Закрытые ГАЗ-61-73 получили маршалы Кулик, Шапошников и Тимошенко.

В воспоминаниях знаменитого маршала СССР И.С. Конева имеется упоминание о данном автомобиле. По словам военачальника, его группа включала 4 автомобиля. Впереди двигался «Виллис» с адъютантом, следом машина самого Конева. Маршал находился впереди, рядом с шофером.
В кузове имелись подушка и кровать. За автомобилем советского полководца ехал автомобиль «Додж» с охраной, а следом – БТР. Вся колонна, пробираясь по грязи и глубоким колеям, оставленным танками, ехала на 1-ой скорости.
Рев двигателей заглушал все остальные звуки. По словам маршала, никто не услышал приближающиеся немецкие самолеты.
Внезапно на территории площадью приблизительно 50х100 м все осветилось огнем, прозвучали взрывы бомб и свист от пролетавших мимо осколков. Конев приказал водителю погасить фары, но ехавший впереди «Виллис» прекратил движение и перекрыл трассу. «ГАЗ-61» маршала наткнулся на него, у автомобиля самопроизвольно загорелись фары, которые водитель Конева не смог отключить.

Между прочим, советский полководец не являлся первым владельцем данной конкретной машины. Конев получил ее от маршала Тимошенко. Тот уже получил автомобиль в первой партии, и другой был не нужен. Вдобавок, не исключено, Тимошенко пожелал избавиться от транспортного средства, зная о трагической судьбе его первого хозяина.
Речь идет о генерале РККА Д.Г. Павлове. Он возглавлял подразделения Западного особого военного округа, который после нападения гитлеровской Германии на СССР стал Западным фронтом. 30.06.1941 г. после уничтожения внушительной части вооруженных сил фронта в Белостокско-Минском «котле» военачальника сместили с поста. Через короткое время его посадили под стражу, отдали под военный суд и казнили.
В конце лета 1941 г. производство «ГАЗ-61» остановили – мотор потребовался для легкой бронемашины Т-60.
В общей сложности создали около 200 внедорожников. В 1942 г. кузова «фаэтон» поменяли на «седан» типов М1 и 73, поскольку негоже было ездить видным советским военачальникам под открытым небом. Кроме автомобилей для высшего командного состава в ограниченном количестве был создан легкий артиллерийский тягач ГАЗ-61-416. Увы, массовое производство последнего так и не наладили.