Советские лётчики, несмотря на чудовищные потери в начале войны явили миру образцы беспримерного героизма и самопожертвования. Лётчики С. Здоровцев, П. Харитонов, Н. Гастелло и многие другие таранили врага в небе и на земле, не задумываясь о собственной жизни.
Мало кто знает, что в когорте героических пилотов-мужчин, совершивших воздушные тараны, есть и советская лётчица. Первой и единственной женщиной, совершившей воздушный таран, была Екатерина Ивановна Зеленко.
Путь в небо за мечтой
Катя Зеленко, с малых лет грезившая о полётах, родилась в 1916 году в селе на Ровенщине. С 1921 года семья жила в г. Курск. Кроме беззаветной любви к небу, девочка отличалась от сверстниц способностью совершать поступки.
Однажды в письме к подруге Екатерина вспомнила о случае из детства: когда она залезла на сарайчик и прыгнула вниз, раскрыв зонтик как парашют. Ссадины и ушибы не успокоили девочку, а только подстегнули желание летать. Поэтому после школы она получила диплом авиационного техникума.

Тогда же девушка поступила в аэроклуб, в котором она изучила материальную часть самолётов и освоила азы пилотирования. Успешно окончив курс аэроклуба, Екатерина была направлена на учебу в Оренбургское военное училище лётчиков.
Учеба в военно-учебном заведении проходила наравне с курсантами мужчинами, но тем не менее девушка получила диплом с отличием. Окончив училище, Екатерина Зеленко в 18 лет по праву заняла место в строю военных лётчиков.
Войсковая лётная практика
На службе в кадрах ВВС РККА Екатерина Зеленко показала себя как мастер пилотирования. Одинаково профессионально она совершала учебные и боевые вылеты в одиночку и в составе экипажа, в разное время суток.
Через некоторое время старшему лейтенанту Зеленко доверили командование авиазвеном и возможность испытывать ближний бомбардировщик Су-2.
Екатерина показала мастерское владение техникой во время Советско-финской войны. Единственная женщина-пилот, воевавшая на Карельском перешейке, совершила несколько боевых вылетов, нанося бомбовые удары по складам с боеприпасами и артиллерийской батарее. За это она получила из рук «всесоюзного старосты» орден боевого Красного Знамени.
Горячие будни войны
Великую Отечественную войну Зеленко начала в должности замкомандира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиаполка. Первые месяцы войны отличали не только ужасающие потери, но и сверхнапряжение всех сил.
Защищая свою Родину, Екатерина Зеленко совсем не думала о себе. Как и пилоты-мужчины, лётчица работала на износ, бывало, что она вылетала на боевые задания по нескольку раз в сутки.
Документы 135-го полка рассказывают о том, что старший лейтенант Зеленко выполнила 40 боевых вылетов (в т. ч. и ночью), приняла участие в 12 воздушных боях. В июле 1941 командовала авиагруппой, уничтожившей в июле 1941 года близ г. Пропойска 45 танков, 20 автомашин, около батальона солдат и офицеров противника. Группа вернулась на свой аэродром без потерь. Однако удача не всегда сопутствовала нашим лёткам, в том числе и нашей Героине.
Последний день Героини
Утро 12 сентября 1941 года в районе украинского города Сумы выдалось туманным. С восходом солнца старший лейтенант Зеленко дважды вылетала на разведку над захваченной гитлеровцами территорией. Больше вылетов не планировалось, но во второй половине дня обстановка изменилась и потребовались новые разведданные.
В воздух поднялись два Су-2: старшего лейтенанта Зеленко и капитана Лебедева. Через время на аэродроме заметили Су-2 Лебедева, уходящий от нескольких «мессеров». Капитан Лебедев показал, что после выполнения задания пара возвращалась домой. В это время на них напали семь мессершмидтов, Лебедев оторвался, уводя за собой истребители врага.
Но после посадки повреждённого самолета «мессеры» навалились на Су-2 Екатерины Зеленко.
Летчица приказала второму пилоту лейтенанту Павлыку покинуть самолёт с парашютом, а сама продолжила бой. Однако боекомплект у летчицы был израсходован, а оторваться от преследования нескольких истребителей противника уже невозможно.
В этой ситуации Екатерина Зеленко приняла решение таранить врага. Местные жители, следившие за ходом боя на земле, засвидетельствовали факт тарана нашим самолётом немецкого.
После боя жители села Анастасьевка отыскали тело лётчицы. Девушку завернули в парашют и похоронили, а документы спрятали у местной учительницы, которая после освобождения Украины отдала их советским военным. Этот эпизод Великой Отечественной войны стал первым и единственным в мировой истории воздушным тараном, который совершила женщина-пилот.