Отечественная эскадра без труда уничтожает османскую, которая в 3 раза сильнее! Это не сюжет киносценария. Речь идет о Патрасском бое, занимающем видное место в истории русского ВМФ. В той войне турки больше не осмеливались нападать на противника на морских просторах.
Прогулка на задворки Османской Империи
В истории отечественных парусных кораблей имеется 3 крупных успеха – Наварин, Чесма и Синоп. В них русские морские войска полностью уничтожили врага. Остальные баталии на море – это, в основном, выигрыш «по очкам». Либо победы гребных судов.
Однако здесь неоправданно предана забвению Патрасская битва.
Она случилась в период Первой Архипелагской экспедиции. В те годы, во время войны Турции и России 1768 – 1774 гг., отечественный флот осуществил переход из Балтики в Средиземноморье, где успешно воевал с противником. Летом 1770 г. османские корабли были разбиты в Чесменском бою.
Однако даже после уничтожения флота у турок сохранились еще 4 эскадры, раскиданные в разных частях империи. Одна находилась в проливе Дарданеллы, защищая подход к турецкой столице; другая – вблизи Родоса. Вдобавок, 3-я эскадра, берберийская, располагалась в Тунисе.
Последняя орудовала на Адриатике. Ее называли дульцинитской. Свое наименование она получила в честь порта Дульцинио (в настоящее время – Ульцинь, находящийся в южной Черногории). Службу здесь несли, главным образом, этнические албанцы.
Наступление русского флота
Османы планировали соединить перечисленные эскадры в один сильный кулак. Чтобы нарушить эти планы, отечественные морские суда выдвинулись навстречу дульцинитской эскадре турок.
В середине осени 1772 г. это военно-морское подразделение, под руководством капудан-паши Мустафы-паши Бушати, отправилось к Наварину, находящемуся на полуострове Пелопонесс.
Семейство капудан-паши в те годы фактически правило северной частью Албании.
Дожидаясь прибытия морских судов с о. Корфу, дульцинитская эскадра бросила якоря в Патрасском заливе. У капудан-паши имелось 9 фрегатов с 30-ю орудиями на борту, а также полтора десятка шебек (20-30 пушек на каждом судне). В общей сложности на всех кораблях имелось 630 пушек. Вдобавок морское подразделение могло рассчитывать на огневую поддержку батарей, находившихся на берегу.

Прибывшая на встречу отечественная эскадра включала 2 линейных судна – «Чесму» (74 орудия) и «Графа Орлова» (64); фрегаты «Слава» (16 пушек) и «Святой Николай» (26), а также 3 маленьких корабля. Суммарная численность пушек составляла всего 224 единицы. Это почти в 3 раза меньше, чем у османов!
Первые сутки
Что предпринять, если враг обладает численным превосходством? Лучшая защита – это нападение! Капитан М. Коняев не стал ждать, пока к Бушати приплывет подмога. Однако нападение перенесли на утро 26.10.1772 г. (по стар. стилю), т.к. погодные условия мешали атаковать немедленно.
В ходе сражения капитан смог отделить от дульцинитской эскадры 1 фрегат и 2 шебеки. Для их ликвидации Коняев отправил 2 отечественных фрегата и шебеку «Забияка». После взаимного обмена огнем из пушек корабли османов начали отступать под защиту турецких батарей на берегу – и сели на мель, где русские матросы их и уничтожили.

После этого суда албанские эскадры отступили в Лепантский залив, который обороняли орудия фортов Лепанто и Патрас. 27 октября целый день велись перестрелки. Главное сражение состоялось на следующий день.
Решающая битва
У османов на плаву сохранилось 8 фрегатов и 14 шебек. Невзирая на превосходство врага в силах, отечественный флот напал первым, стреляя по турецким судам и батареям на берегу. Сражение длилось до наступления темноты и возобновилось на другой день с первыми лучами солнца.
Для противника бой шел неудачно – албанцы прыгали в воду, бросая поврежденные суда.
Таким образом, 29.10.1772 г. около 13:00 русские моряки взошли на борт попавшего на мель турецкого фрегата, брошенного экипажем, – и начали стрелять из его пушек по крепостям на берегу. Попытка вытащить корабль с мели шлюпкой закончилась провалом.
В итоге судно сожгли. Аналогичная ситуация произошла с другим османским фрегатом. Через некоторое время были объяты пламенем и остальные суда – огонь перекидывался с одного корабля на другой. В общей сложности 29 октября сгорело 7 фрегатов и 8 шебек.
К сумеркам битва окончилась. Турецкая эскадра фактически прекратила свое существование. Успели ретироваться только 6 шебек. Прорваться смог лишь 1 османский фрегат, но 30 октября этот корабль пошел ко дну в Лепантском заливе (в настоящее время – Коринфском).

Ни одно судно отечественного флота не утонуло. На линейном судне «Чесма» были убиты 1 лейтенант и 1 моряк, еще несколько матросов оказались ранены. У турок еще сохранялись военные суда. Однако османы в последующем старались не ввязываться в бои на воде, что дало возможность русской морской армии господствовать в Эгейском море, высаживать на берег свои войска – и даже захватить Бейрут.