Грамотно спланированное покушение на британского премьер-министра или трагическое совпадение? Ниже рассказано об одной из самых таинственных шпионских историй Великой Отечественной.
01.06.1943 г. в 7:35 утра из аэропорта Лиссабона в Великобританию отправилась гражданская авиамашина «Дуглас» ДК-3. В самолете было 13 пассажиров и 4 члена команды.
В 10:54 воздушный лайнер, владельцем которого была английская авиакомпания БОАК, оказался подбит в небе над Бискайским заливом 8-ю фашистскими «Юнкерсами». В катастрофе не выжил никто. На первый взгляд, ничего особенного нет, но не все так просто.
Небольшой экскурс в историю. В ходе Великой Отечественной ряд государств Старого Света решили не вмешиваться в войну. В их число входила Португалия.
Сначала эта страна не считалась ценной, но после захвата фашистами Франции она превратилась в ключевой узел переброски грузов из туманного Альбиона на знойный континент и затем в Индию, Австралию и Сингапур. В Португалию прибывали пилоты и военнослужащие, спасшиеся от пленения гитлеровцами, дипломаты, разведчики и гражданские эксперты.

Эта страна строго соблюдала свой нейтралитет и в воздухе, разрешая осуществлять гражданские перелеты как самолетам антигитлеровской коалиции, так и немцам и их сателлитам.
Именно в этот период и осуществлял перелеты «Дуглас». Судьба самого DC-3 также любопытна: до Второй мировой им владела авиакомпания КЛМ (Голландия). Самолет назывался «Ибис». Когда гитлеровцы напали на страну, воздушное судно и 5 других авиамашин находились за границей.
Летчики решили, что возвращаться в Голландию не стоит и отправились в Соединенное Королевство.
Британцы были рады и сделали «Ибис» и остальные авиамашины гражданскими самолетами, изменив их окраску с оранжевой на маскировочную, а потом нарисовали символы английской авиакомпании БОАК и маркировку принадлежности Альбиону. Команды самолетов остались прежними, равно как и внутренний вид салона.

Полеты до Португалии были безопасными, но DC-3 был на редкость «удачлив»: к лету 1943 г. на него 2 раза нападали немецкие асы. 15.11.1942 г. самолет атаковал Bf.110. «Дугласу» повредили фюзеляж, крыло и гондолу одного из моторов, но пилоты сумели долететь до города.

Во 2-ой раз авиамашина вновь смогла сесть благодаря мастерству летчика, который 09.04.1943 г. сумел ускользнуть от 6 самолетов Bf. 110, снизившись до высоты в 15 м над уровнем моря. Когда машине поменяли часть крыла и провели общее сервисное обслуживание «Дуглас» вновь вернулся к полетам… чтобы быть уничтоженным 01.06.1943 г. в Бискайском заливе.
Дальше начинается самое любопытное. С какой целью 8 фашистских «Юнкерсов» 88C-6 из 14-ой эскадрильи 40-ой бомбардировочной эскадры напали на воздушное безоружное гражданское судно?
Как заявили сами летчики, утром они отправились для сопровождения 2 субмарин, но военное руководство не оповестило их о гражданских самолетах, летевших из Португалии.

Не увидев свои подлодки из-за ненастья, 8 «Юнкерсов» получили новое направление и стали патрулировать. Спустя 5 мин. злополучный DC-3 был замечен, определен как силуэт авиамашины неприятеля и атакован с 3-х сторон. Когда заметили ошибку, самолет уже сбили…
Но все-таки… Если предположить (а множество исследователей считает именно так), что инцидент произошел неслучайно? Чем выделялся именно данный полет?
Главная гипотеза – попытка уничтожить Черчилля. В последних числах мая 1943 г. британский премьер-министр в компании главы МИДа Э. Идена побывал в Северной Африке, где встретился с генералом из США Д. Эйзенхауэром. Гитлеровские шпионы полагали, что «Винни» будет лететь в Великобританию на гражданском воздушном судне из португальской столицы.
В аэропорту Лиссабона и близлежащей территории находилось множество представителей различных разведок. Не исключено, что один из шпионов увидел полного человека, который регулярно курит сигары и подумал, что это английский премьер-министр.
В действительности этим человеком являлся А.Т. Ченхоллс, счетовод Л. Говарда, знаменитого актера, известного по фильму «Унесенные ветром» и…находившегося на борту «Дугласа» в момент катастрофы.

Известно, что английский чиновник считал, что речь шла о покушении на него. Черчилль с досадой думал о том, что агенты немецкой разведки ошиблись и из-за этого погибли невинные люди. В результате премьер-министр прилетел в Великобританию 04.06.1943 г. на персональном B-24 «Либерейтор» королевской авиации.
Хотя существуют версии, что агенты Абвера выслеживали и хотели уничтожить вышеупомянутую звезду экрана Л. Говарда, выделявшегося открытой антифашистской позицией. Лесли недавно завершил путешествие по Испании и Португалии, где представлял свою новую картину.
Абвер полагал, что Говард занимался пропагандой антифашизма, чтобы опорочить Гитлера и укрепить позиции англичан и американцев на Перинеях и одновременно шпионил за нацистами.
Очень маловероятна теория о том, что главной целью на борту самолета являлся У. Исраэль – активный участник антифашистского движения, внесший существенную лепту в реализацию английского проекта «Киндертранспорт».
Благодаря этой программе удалось сохранить жизнь свыше 10 000 еврейских детей. Уилфред посещал Португалию и Испанию, чтобы выявить численность еврейских эмигрантов, прятавшихся в данных государствах.
После 2 мес. слежки и встреч Исраэль собрал богатые сведения и отправил их в Великобританию.
Произошла трагедия случайно, или это была спланированная акция, целью которой являлось убийство Черчилля? Львиная доля участников и очевидцев происшествия ушла в мир иной. Поэтому эта тайна навсегда останется нераскрытой.
Интересно! Как здорово, что вы открываете миру такие истории. А сколько ещё всего мы не знаем и не узнаем, возможно. Я очень люблю копаться в биографиях. Люблю анализировать известных личностей по тесту Воликова – помогает лучше понять их характеры, поступки и решения, которые они принимали. Помогает лучше разбираться в людях и в себе!