Весьма нередко команда подводников тонула вместе с субмариной. В этом случае подводная лодка превращалась в братскую могилу. Но существовали и те, кто смог избежать подобной судьбы. К этим людям фортуна была благосклонна – их спасли с тонущего судна. Ниже описаны чудесные истории спасения.
В первом же плавании
Русская субмарина С-11 затонула при возвращении из первого военного плавания. Подлодка наткнулась на вражескую мину 02.08.1941 г. в проливе Соэла-Вяйн, двигаясь в надводном положении. После детонации каркас подводной лодки опустился на глубину 11 м, накренившись на левую сторону.
Уцелевшие остались в задних 6-ом и 7-ом отсеках. Но выровнять давление между отсеками для перехода не получилось. Вдобавок взрыв повредил переборку. В результате все, кто находился в 6-ом отсеке, погибли. Четыре подводника в 7-ом отсеке решили подняться наверх с помощью торпедного аппарата.
Моряки готовились к всплытию очень неторопливо. Выжившие стали терять разум из-за увеличивающегося давления.
Объем токсичных газов в отсеке возрастал ежесекундно. Спустя 5 ч после катастрофы подводники смогли выпустить торпеду из аппарата (с помощью закачки в стрельбовую емкость из остальных торпед) и приступить к эвакуации.
Отсек оставили лишь 3 моряка; 4-ый, потеряв рассудок, не захотел покидать субмарину и погиб в отсеке. После всплытия один из подводников смог, затратив около 7 ч, добраться до суши и найти помощь для двух товарищей, которые остались на поверхности над подлодкой.

Все 3 военнослужащих пережили Вторую мировую, продолжив службу на разных боевых морских судах Ладожской флотилии и Балтийского флота.
Организованное и неорганизованное спасение
Английская субмарина «Ампайр» затонула с половиной команды прямо в британских водах. Совершенно новая подлодка, недавно возведенная на Чатемской верфи, должна была проплыть на другую базу для завершения заключительного тестирования по приему и сдаче, а также прохождения программы военной подготовки. Для осуществления перехода она вошла в состав конвоя из торговых кораблей, что само по себе являлось неудачной затеей.
Субмарина с ее небольшим надводным силуэтом и низкой заметностью выделялась на фоне торговых караванов.
Ко всему прочему – из-за поломки дизеля подводная лодка начала отставать от конвоя. Надводная максимальная скорость перемещения подлодок серии U немного превышала 11 узлов, а с одним функционирующим дизелем – не больше 6-7 узлов. Последней каплей стало то, что 19.07.1941 г. 2 английских конвоя разошлись друг с другом не так, как того требовали морские правила. За счет этого «Ампайр» двигалась прямо навстречу судам другого конвоя. Катастрофа стала вопросом времени.

Около 0:00 в субмарину врезалось одно из охранных судов конвоя, двигающегося навстречу. Подводная лодка затонула как топор. При столкновении 4-х моряков, бывших в этот момент в рубке, вышвырнуло за борт – уцелеть смог только командир.
В крепком корпусе возникла течь в районе 2-го отсека. Субмарина опустилась на дно с 3-мя заполненными водой отсеками на глубине 18 м. Уцелевшие подводники были разделены на 2 команды, каждая из которых спасалась сама по себе. Они не имели возможности скоординировать действия. Из всей команды 17 человек находились в кормовом отсеке, а 4 моряка (в том числе 2 уцелевших офицера) – в центральном посту.
Последний со временем заполнялся водой сквозь неизолированную систему циркуляции воздуха. Находившиеся в центральном посту люди решили подняться наружу, минуя боевую рубку.
Принимая во внимание высоту рубки, подводников от поверхности отделяло меньше 15 м воды.
Собравшись в рубке, выжившие стали дожидаться, чтобы в ходе затопления отсека давление внутри и давление снаружи стало одинаковым. Затем моряки распахнули верхний люк рубки и без каких-либо дополнительных приспособлений быстро поплыли наверх. Поверхности достигли 3 человека. Четвертый подводник, согласно заявлениям других, был в плохом физическом и нравственном состоянии и, скорее всего, утонул вместе с рубкой.
Из трех моряков один погиб после подъема на поверхность. Выжило лишь 2 подводника. Как потом установило расследование обстоятельств катастрофы, им крупно повезло, что отсек затапливался сравнительно быстро, чтобы они не лишились сознания от увеличивающегося давления и обладали «воздушной подушкой» во время отпирания люка рубки.
В машинном помещении процесс спасения отличался большей организованностью – под началом профессионального главного механика субмарины. Изначально оказалось, что спасательных комплектов только 14 – на 17 моряков. Три человека согласились плыть без них, при подъеме держась за ноги товарищей в защитных костюмах. Один смельчак отдал свой спасательный комплект находившемуся на субмарине гражданскому инженеру с судостроительной верфи.

Эвакуация осуществлялась строго по инструкции. Машинное отделение заполнили водой с помощью специального вентиля. Вокруг аварийного люка развернули тубус. Главный механик последний раз оглядел отсеки и установил очередность всплытия.
Вдобавок он оказывал помощь с покиданием подлодки. В результате старший механик покинул «Ампайр» последним – после того, как удостоверился, что в машинном отделении отсутствуют другие люди.
За грамотно организованную эвакуацию старший механик был впоследствии награжден медалью.
Но все-таки жертв избежать не удалось – утонули 4 человека. Речь идет о 3-х подводниках без спасательных комплектов и гражданском инженере. В общей сложности в результате гибели подводной лодки умерло 22 моряка.