Современный военный флот развитых стран слабо представляется без авианосцев. Этот огромный корабль несет на себе большое количество самолетов, а экипаж судна нередко достигает 4 000 человек. Однако современный авианосец — это плод трудов огромного количества инженеров, конструкторов и судостроителей.
Но все же мало кто знает, что первый в мире авианосец (как концепция) появился в Российской Империи в начале двадцатого века. Более того, этот проект запустили в активную проработку, а техническая документация была передана в Морской военный штаб империи для дальнейшего развития.
Человек, который придумал авианосец
Хочется отметить, что авиация начала прошлого века только делала первые шаги и еще считалась скорее дорогой игрушкой, нежели регулярным военным средством. Поэтому проект создания авианосца в 1910 году выглядел как минимум необычно, а как максимум полностью нереализуемым.
Однако седьмой русский летчик и опытный моряк Лев Мациевич так не думал и, казалось, глядел в будущее. Возможно, он предвидел, что самолеты в скором времени займут достойное место в истории человечества, а корабли, несущие их на себе, станут средством геополитики.

Авиация тех лет имела низкую дальность полета и остро зависела от аэродромов. В этом плане корабль, как стартовая площадка, имел возможность оперативно подойти к нужному берегу и обеспечить воздушное прикрытие войсками.
Именно в этом направлении думал Мациевич, создавая проект взлета-посадки самолета с палубы.
В 1909 году Лев Мациевич передает документацию с набросками своей идеи в Морской генеральный штаб Российской Империи. Проект русского изобретателя очень сильно напоминал принцип действия современных авианосцев.
Лев предлагал разместить на палубе до 25 самолетов, готовых к взлету. Для придания ускорения предлагалось использовать специальную электромеханическую катапульту, а в качестве средств торможения – натянутую сетку.
А что самое интересное: весь проект получился технически простым и вполне реализуемым в условиях того времени.
Крушение надежд Мациевича
Спустя некоторое время после передачи проекта Генштабу Мациевич получил официальный ответ. В финансировании проекта изобретателя было отказано. Понять чиновников можно. В стране было неспокойно, то и дело вспыхивали бунты и забастовки. Масла в огонь подливал экономический спад и сильнейшая коррупция.
Поэтому проект Льва или остался без внимания, или просто не посчитали важным.
Вскоре Мациевич предложил еще один амбициозный проект – гидроплан. Подобные самолеты используются и сейчас, но тогда Лев получил еще один отказ.
В 1910 году летчик погибает в авиакатастрофе. Его похороны стали громким и резонансным событием: пилота знали и любили в народе. На похороны конструктора пришло более 10 тысяч человек. И казалось, что идея русского авианосца погибла вместе со своим создателем.
Однако все повернулось немного иначе…
Близкий друг и идейный приемник Мациевича, подполковник Канокотин, предпринял еще одну попытку протолкнуть идею авианосца.
Второй шанс
Канокотин не стал предлагать Генштабу тоже проект, что и Мациевич. Подполковник лично доработал и дополнил идею погибшего изобретателя. Более того, он, как человек сведущий и знакомый с российским флотом, предложил корабль, который можно было переделать в авианосец – «Адмирал Лазарев».
Корабль был старый и поэтому не особо нужный. Кроме того, по обновленному проекту существенно изменялась конструкция палубы: вместо 25 самолетов одновременно могло взлетать 10, а сами аэропланы теперь хранились внутри корабля и поднимались наверх при помощи лифтов.
Новый проект был более благосклонно принят в морском штабе и подполковнику предложили окончательно доработать его и начать создание рабочих чертежей. Канокотин активно принялся за работу и вскоре довел проект до конца. После чего вся документация ушла в Морской Генштаб, где его должны были начать реализовывать.
Но тут случилось непонятное: документы оказались утеряны.
Никто не знал причину. Ходили слухи о диверсии и банальном разгильдяйстве. А вскоре американец Юджин Эли произвел свой первый взлет с палубы корабля, а идея русского авианосца была заброшена на долгие десятилетия.