Воздушный десант у многих соотносится с усеянным белыми куполами голубым небом. Воздушная пехота с места приземления вступает в бой, повергая противника в смятение и панику. ВДВ, как самый эффективный род войск имеет солидный опыт боевого применения.
Однако нет предела совершенству, в том числе и технологиям десантирования. Еще в 30-е годы XX века в Советском Союзе плотно озаботились тем, чтобы десантник мог маневрировать в воздухе и выбирать удобную точку приземления. Воздушных десантников хотели превратить в своеобразных «Икаров».
«Дедалы» тридцатых годов
С появлением в начале 30-х годов прошлого века в структуре РККА воздушно-десантных войск возникли мысли сделать полет десантника управляемым. Идея крыльев для десантника захватила умы конструкторов.
Одним из первых конструкцию воздушных крыльев разработал Сергей Санфиров, любитель-парашютист с завода Авиахим. С помощью друга он изготовил крылья, размахом в 4 метра, весом 13,5 килограмм.
29 июня 1935 года, обтянутый плотной тканью металлический каркас был закреплен на спине конструктора, прыгнувшего из самолета с высоты 2500 метров. Когда крылья были развернуты в рабочее положение, десантник попал в штопор, из которого он вышел в режим планирования с неимоверными усилиями на высоте 800 м. приземлился Санфиров с помощью парашюта, раскрытого на высоте нескольких сот метров. Советские СМИ растиражировали успех уникальных испытаний крыльев для воздушного десанта.
В журнале «Вокруг света» с сарказмом сравнивали изделие из перьев, воском мифологического «Дедала», с металло-тканевой конструкцией Сергея Санфирова. Естественно, последняя версия крыльев была прогрессивнее.
В том же году подобную конструкцию создал и испытал сотрудник НИИ ВВС РККА Георгий Шмидт. Его хлопчатобумажные крылья были закреплены на рамках из телескопических трубок, управляемых десантником через элероны. Шмидт тоже сам испытывал свою конструкцию в прыжке с 1500 метров.
До высоты 600 метров он 45 секунд планировал и даже выполнил «мертвую петлю». Только потом Шмидт раскрыл парашют и мягко приземлился. В следующем году свою конструкцию испытывал Б. Павлов-Селиванский из академии ВВС имени Жуковского. У него планирование на крыльях продлилось до 120-140 секунд.
От мифологических фантазий к реальности
В тридцатые годы во всем мире жили ожиданием большой войны, и СССР не был исключением. Воздушные крылья понравились бы любому парашютисту-любителю, мирно парящему над неописуемой красоты просторами, но на пороге была война.
Подобные крылья очень бы пригодились приземляющемуся бойцу-десантнику. Десятки разлетающихся и кружащих над местом высадки парашютистов с крыльями свели бы «на нет» точность ружейно-пулеметного огня с земли, наносившего большой ущерб обычному десанту.
Однако опытные образцы крыльев Санфирова, Павлова-Селиванского и Шмидта не пошли в серию по некоторым немаловажным причинам.
- Во-первых, трудности размещения нескольких десантников с крыльями крупных габаритов, что исключало проведение масштабных десантных операций.
- Во-вторых, крылья не годились и для одиночной выброски, и десантирования небольших групп по причине сложного пилотирования конструкцией.
- В-третьих, вес крыльев ограничивал десантника в вооружении и боеприпасах, ведь любое превышение нагрузки было для него критично. Поэтому воздушные десантники остались без «крыльев Икара» с простыми парашютами.
Есть ли у крыльев будущее?

Однако мифологическая история не была отменена окончательно. В наши дни британский военно-воздушный спецназ, как сообщала газета «Дейли Стар», совершал десантирование во время иракской и сирийской операций в костюмах-парашютах (вингсьютах).
Есть большая проблема, десантники прыгали без оружия и приземлялись там, где его заранее складировали. В современной России работы в этом отношении не афишируются, но наверняка ведутся. Вероятно в будущем, десантники будут парить как птицы.