Зэки в ГУЛАГе широко использовались на стройках народного хозяйства, прокладывая каналы, заготавливая лес и пр. При этом их даже отправляли на работу в Монголию. Эта страна была выбрана неслучайно.
Союзничество на крови
Монгольская народная республика считалась вторым в мире после СССР социалистическим государством, и Советский Союз сразу взял молодое государство в свою орбиту. СССР помогал Монголии налаживать экономику и в середине 1930-х начал прокладывать там железную дорогу.
На время Великой Отечественной эта работа была прервана, но после Победы возобновлена и успешно закончена. На стройке трудились в основном зэки из Главного управления лагерей.
Улан-Баторская железная дорога (УБЖД) стала символом вечной дружбы между СССР и МНР. Сегодня же и российские, и монгольские историки сходятся во мнении, что на её возведении от трудных условий и нелёгкого труда погибло множество заключённых.

Так, только на прокладывании одной ветки Улан-Батор – Сухэ-Батор в 1946-м было задействовано 45 тыс. зэков. Впоследствии их число росло за счёт военных преступников, в особенности, власовцев. Зэки, помимо работы на железной дороге, привлекались к разработке вольфрамовых и оловянных месторождений, а также к ремонту посольства СССР в монгольской столице – Улан-Баторе.
Судьбы сайн-эров
Не всем заключённым нравилась такая жизнь, и многие из них бежали. Таких людей, среди которых было много военных, в центральных районах Монголии называли сайн-эрами. Одним из них был Сусаев, снайпер 12-го гвардейского полка и бывший Герой СССР.
Он был осужден за вступление в РОА и в 1948-м отправлен на монгольский рудник Цэнхэрмандал. Через какое-то время он и ещё семеро зэков ушли в побег. Несколько лет он скрывался на горе Хуулий-хан. Только в 1954-м чекистам удалось хитростью выманить власовца из его логова и ликвидировать.
Другим известным сайн-эром стал майор по фамилии Газель, сбежавший с того же самого рудника. Ему удавалось прятаться до 1960-х, но и он был уничтожен в конце концов.
Путь на Пекин
В 1952-м в Монголии был запланирован проект прокладывания железной дороги от Улан-Батора на Пекин. Поначалу эту работу выполняли зэки из спецподразделения СУ-505. Однако после того, как в марте 1953-го Иосиф Сталин ушёл из жизни, было расформирован и то управление ГУЛАГа, которое отвечало за участие зэков в строительстве железнодорожных путей.
Сначала дорогу до китайской столицы достраивали вольнонаёмные работники Министерства путей сообщения, а затем солдаты из военно-строительной железнодорожной бригады.
В описываемую эпоху в Монголии имелись и собственные тюремные лагеря, в которых содержались русские. Как правило, это были потомки тех белых офицеров, кто сбежал в Монголию вместе с офицером Семёновым, а также прочие переселенцы из СССР, которые не вызывали доверия у коммунистических властей. Заключённые также использовались на прокладке железных дорог и строительстве.