Пилотка существовала ещё до начала Второй мировой войны, но популярность обрела именно в ту лихую годину. Этот головной убор стал одним из символов самой разрушительной в мире войны. Носили его все стороны конфликта – красноармейцы, вермахтовцы солдаты союзнических войск. В чём же секрет такой популярности обычной пилотки?
В основе пилотки лежит самый обыкновенный берет. Эта мешковатая шапочка небольших габаритов известна ещё с древнейших времён и всё это время оставалась очень популярной. Большинство историков сходятся во мнении, что первыми создателями беретов были ещё кельты.

Именно благодаря берету некоторые пилотки получили ряд своих аксессуаров, вроде помпона и канта. С течением столетий берет в европейских странах стал понемногу трансформироваться в боннет – этакий переходный головной убор между беретом и пилоткой. Боннет стал необычайно популярен на флоте.
Важный шаг на пути к созданию берета сделал полковник британской армии Александр Макдоннелли, который в те времена был командиром шотландского полка. Он хотел, чтобы его подразделение как-то внешне отличалось от остальных сослуживцев и потому избавил их от распространённого в те годы в армии шотландского берета, заменив его на непривычный тогда берет балмора. Его можно было сложить пополам, и в таком состоянии он очень напоминал пилотку. Такой головной убор получил название «гленгэрри».
В 1900 году Британское военное министерство издало и опубликовало обновлённое «Положение об одежде должностных лиц». Именно с той поры гленгэрри было утверждено в качестве официального головного убора всех военных в Великобритании, вне зависимости от принадлежности к роду войск.
Такие шапочки получили, в том числе, и лётчики Королевских Военно-воздушных сил. Однако во время полёта им приходилось снимать гленгэрри, чтобы можно было водрузить на голову шлем. Но и убирать шапочку далеко было ни к чему, поэтому лётчики складывали их по бокам, после чего они трансформировались в узенькую полоску ткани. Именно в таком состоянии её подсовывали под погон.
В таком состоянии шапочка никак не мешала во время полёта, а после извлечения из-под погона она уже разгибалась с трудом. Чаще всего авиаторам было лень опять приводить гленгэрри в исходное положение, и потому они носили их именно в сложенном состоянии. Постепенно эта шапочка трансформировалась в пилотку.
В других странах история основания пилотки была приблизительно такой же, и императорская Россия не стала исключением. В 1919 году пилотку официально утвердили в качестве основного военного головного убора. Такое решение большевики приняли после того, как убедились, что эта шапочка одинаково хорошо подходит для красноармейцев всех типов войск. Многие полководцы с неохотой принимали пилотку, считая её пережитком царских времён, но постепенно смирились. Пилотка в итоге дожила до наших дней, внешне не изменяясь слишком сильно.
Шайкача, сербский головной убор, вошел в моду с 18 века. С появлением регулярной армии Кралjевства Сербиja cтала головным убором воjника, сербского солдата.
https://forum.guns.ru/forums/icons/forum_pictures/025718/25718226_24806.jpg