Когда авиация только начинала зарождаться, никто и не предполагал, что у нее будет столько разных эволюционных ветвей. Однако уже на момент Первой мировой войны существовало как минимум два класса боевых летательных машин: бомбардировщики и истребители. Ближе к 1939 году номенклатура самолетов расширилась, начали появляться все более специализированные виды. Например, усредненная версия между тяжелым бомбардировщиком и легким маневренным истребителем – штурмовик.
Цели применения

Для начала стоит понять истинное предназначение как истребителей, так и штурмовиков. Основная цель штурмовой авиации — это отработка по сухопутным и морским целям с использованием бомбового, ракетного и пулеметно-пушечного вооружения. Ярким примером такой машины служит знаменитый Ил-2. На него могли подвешивать сразу несколько сотен килограммов бомб и неуправляемых ракет. Также в крыльях имелись крупнокалиберные пулеметы и автопушки. Зачастую штурмовики действовали совместно с наступающими сухопутными силами. Их направляли на устранение опасных укреплений, подавление огневых точек и уничтожение подвижной силы неприятеля (танки, бронемашины, пехота).
В свою очередь истребители редко несли бомбовую нагрузку, так как она увеличивала массу самолета, снижала динамические характеристики и дальность полета. Изначально вооружение «ястреба» состояло только из пулеметов, а пушки и ракеты были добавлены лишь через некоторое время. Таким образом, главными целями истребителя можно считать:
- прикрытие своих сил от налета вражеской авиации,
- уничтожение истребителей врагов,
- разведка местности.
Конструкция

В качестве примера приведем все тот же советский штурмовик Ил-2. В войсках эту тяжелую машину прозвали «летающим танком» – и это неспроста. Ильюшин, разрабатывая свое творение, постарался максимально упрочнить конструкцию как самого планера, так и всех его частей. На крыльях имелись бронещитки, фонарь кабины был сделан из бронебойного стекла, а пилота прикрывала бронеспинка. Все это позволяло штурмовику выдерживать попадания пуль винтовочного калибра, мелкокалиберных автопушек и осколков разрывных снарядов. Для чего же нужна была такая защита? Причина в высоте полета штурмовика. Зачастую Ил-2 действовал на высоте бреющего полета (меньше ста метров).
Истребитель же, в свою очередь, использовали для полетов на больших высотах. Однако со временем истребителям также стали усиливать бронирование. Достаточно вспомнить немецкие истребители Фокке-Вульф, которые по массе ничем не уступали штурмовику Ю-87. Тем не менее ближе к концу войны их стали применять и в качестве штурмовиков. Другим примером служит японский истребитель «Зеро», который не был оснащён тяжелой броней, но отличался высокой маневренностью.
Смешение классов

Со временем понятия «истребитель» и «штурмовик» в первозданной своей трактовке стали отходить на второй план. Уже к концу Второй мировой войны свет увидел гибридные машины, способные с одинаковой эффективностью выполнять функции как штурмовика, так и истребителя.