«Дорогой победы» называли жители блокадного Ленинграда узкую полосу суши вдоль Ладожского озера отвоеванную у фашистов Красной армией в результате операции «Искра». Прорыв полной блокады осажденного города произошел 18 января 1943 года, когда наступающие с противоположных сторон войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились на левом берегу Невы.
Рельсы на Ладоге
Первая попытка соединить голодающий город с большой землей железнодорожными путями практически по льду была предпринята во 2-ю блокадную зиму.
К этому времени стало понятно, что количество продовольствия и военных грузов, доставляемых в Ленинград по льду Ладоги на автотранспорте, недостаточно для нужд города и его защитников. Один эшелон мог заменить тысячу рейсов грузовиков-полуторок ГАЗ АА по ледовой «дороге жизни».

С началом 2-й зимы было принято решение о строительстве железной дороги. Был план устроить свайно ‒ ледовую трассу нормальной и узкой колеи соединяющую станцию Кобона на восточном берегу Ладоги со станцией Ладожское озеро на западе. Соответствующее постановление было принято Комитетом Обороны 21 ноября 1942 года.
В начале декабря началось строительство. Трасса должна была представлять собой длинный деревянный мост.
Работы велись на обоих берегах озера, строители двигались навстречу друг другу. К середине января 1943 года было построено немногим менее половины дороги.
По рельсам уже двигались обкаточные паровозы и поезда подвозившие строительные материалы. После успешного завершения операции «Искра», положившее конец блокаде, было принято решение о переносе строительства на освобожденную узкую полоску суши.
Строительство «Дороги победы»
Узкую полосу земли шириной 8-10 километров тянувшуюся вдоль Ладожского озера сушей назвать можно только с большой натяжкой. Болота и топи представляли сложность для строительства не меньшую чем лед самого озера.
Еще одну проблему создавало строительство моста через Неву. Она имела глубину не более 5 метров, но обладала сильным течением, доходившем до 2 метров в секунду.

Дорогу предстояло построить в чрезвычайно сжатые сроки в период с 21 января по 5 февраля. Как и в случае дорогой по деревянному мосту, за дело взялись метростроевцы, в основном женщины. Трудность заключалась также в нехватке строительных материалов и древесины необходимых для устройства мостов и производства шпал для железнодорожного полотна.
Большое количество древесины было сожжено в течение двух блокадных зим в печах-буржуйках жилых домов, предприятий и госпиталей.
По счастливой случайности в ленинградском порту был найден довоенный запас экспортных стройматериалов отличного качества, которого хватило на постройку двух мостов через Неву.
В дело пошли и материалы с прежней ледовой стройки, а вместо шпал обычные бревна. Строительство велось круглосуточно и мост был построен за 12 дней. Это была эстакада полукруглой формы длиной 1300 метров, обращенная выгнутой стороной к озеру для сопротивления сильному течению.
Синявинские болота
Минуя Неву, трасса шла по Синявинским болотам параллельно линии фронта, всего в 5 километрах от нее. Строительство шло под постоянным обстрелом противника. Это было очень опасно. Кроме того, пришлось производить срочное разминирование.
Из заболоченной земли было извлечено 1730 мин 7 неразорвавшихся бомб и 52 артиллерийских снаряда. Кроме того, температура во время строительства редко превышала значение -43°C.

2 февраля 1943 года эстакада была испытана и по ней прошел первый поезд. А уже 5 февраля железнодорожная ветка Шлиссельбург — Поляны, построенная раньше намеченного срока всего за 17 суток, была сдана в строй.
Ее протяженность составила 33 километра. 7 февраля 1943 года на Финляндском вокзале ленинградцы встретили первый состав с продовольствием с большой земли.
Первыми трассу прошли (начиная с 19.01.1943г) изыскатели УВВР-6 и Ленгипротранса, размечая будущую дорогу. На “Дороге победы” (а железнодорожники звали её “Коридором смерти”) работала 48я Паровозная колонна Особого резерва НКПС, поезда шли в прямой видимости гитлеровцев. Из 600 человек личного состава погибли или были ранены каждый третий. “Участниками войны” их признали к 1975 году.
На станции “Петрокрепость” в здании вокзала есть небольшой музей, рассказывающий об этой дороге. Каждый год 08 сентября и 07февраля около Паровоза – памятника проходит торжественно-траурный митинг посвященный памяти известных дат блокады и этой дороге и её людям