Звучные заголовки вроде «Президент России выходит из Женевских конвенций» на самом деле рассказывают о совершенно обычной новости. Они появились 17.10.2019 г. и не соответствуют действительности. Почему? Рассказано ниже.
Подоплека новости
17.10.2019 г. Путин представил нижней палате российского парламента проект закона «Об отзыве заявления, сделанного при ратификации Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12.08.1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I)».
Отечественные СМИ данное известие проглядели, главную информацию россияне узнали из иностранной прессы. Большое наименование законопроекта повергло некоторых в ступор.
В 1949 г. увидели свет целых 4 Женевских конвенции. Каждая из них определяет правила мирового военного (гуманитарного) права. Попавшие в плен солдаты противника, раненые, пострадавшие в ходе кораблекрушения, а также мирные жители в ходе военного конфликта – вот область регулирования Женевских соглашений. Однако к ним вышеупомянутая новость не имеет отношения.
К данным документам в 1977 г. приняли Протокол 1, дающий дополнительные гарантии лицам, получившим раны, врачам, военнопленным и запрещающий некоторые способы ведения боевых действий. В 1989 г. документ утвердил отечественный Верховный Совет. От соблюдения его условий никто не собирается отказываться.
Комиссия
Встает вопрос – как поступить, если один из участников нарушит условия Протокола 1 и Конвенций? Необходимо наложить санкции и осуществить следствие. С этой целью создали Международную гуманитарную комиссию по сбору фактов. О данном органе сказано в ст. 90 вышеуказанного Протокола. Эта структура включает 15 членов с высокими нравственными качествами. Их перевыбирают раз в 5 лет.
Эта организация малоизвестна, поскольку ее задачи – утопия. Чтобы орган мог полноценно осуществлять свою деятельность, требуется, чтобы, по меньшей мере, 20 стран признали ее правомочность.
Это можно было осуществить при заключении Протокола, позднее – при утверждении либо отдельным документом.
Следует учесть, что одного утверждения Протокола для признания правомочности Комиссии недостаточно. Так Поднебесная ратифицировала его, а деятельность органа – нет. Соответственно данная структура не может осуществлять следствие в отношении военных преступлений этого государства, если бы Китай их совершил.
По понятным основаниям признавать деятельность Комиссии правомочной страны не торопились. Никто не хотел оказываться потенциальным подследственным. Тем более, когда правонарушения в военной сфере.
Здесь виновными являются, как правило, сотни человек, в т.ч. ведущие политики и сама страна как субъект международного права. В числе первых структуру в 1980-х годах признали датчане, австрийцы, шведы, бельгийцы и норвежцы. Их государства обычно сохраняли нейтралитет. Им было нечего бояться.

В 1989 г. Комиссию признал и Советский Союз. Россия утвердила Протокол 1 и признала правомочность Комиссии. Примеру СССР последовали Уругвай и страна кленового листа – набралось требующихся 20 государств. Структура была создана и начала деятельность.
Потом в Комиссию стали вступать все, но не Поднебесная и Америка. Из ядерных держав юрисдикцию этого органа признали лишь Советский Союз и Альбион. Тогда никто не придал значения данному обстоятельству.
Имитация бурной деятельности
За период своего существования Комиссия мало что сделала. Главным образом, здесь «пилили» деньги. Разумеется, военных преступлений с 1990 г. более чем хватало, но орган не провел ни единого следствия.
Причина элементарна. Чтобы члены структуры занялись расследованием, одно из воюющих государств должно отправить соответствующий запрос, другое – не выступать против. Причем обе стороны должны признать юрисдикцию структуры.
В принципе это осуществимо, но в реальности – невозможно. Заслуживает внимания и то обстоятельство, что участники боевых действий, ставшие подследственными, должны оплатить затраты деятельности Комиссии. Конечно, страны охотнее заплатят за ее бездействие.
Вдобавок непонятна сама процедура следствия и процесс выявления фактов. Ст. 90 Протокола 1 содержит крайне мало конкретики. В Регламенте самой структуры (ст. 27) сказано, что Палата, занимающаяся следствием, приглашает участников разбирательства представить доказательства своей позиции, страна может просить другую сторону представить свидетельства ее правоты, и осуществлять изыскания «в поле». Все слишком неопределенно.
Причины выхода России
В период 1990 – 2019 гг. РФ добросовестно вносила взносы за деятельность Комиссии. С 2017 г. отечественного члена в ней нет. Само существование данной структуры весьма сомнительно, поскольку своей задачи она вообще не выполняет.
По этой причине Путин и внес вышеупомянутый законопроект, предусматривающий выход России из этой организации. Об отказе от соблюдения Женевских конвенций и Протокола 1 речи вовсе не идет.
Сейчас это уже состоявшееся событие. 06.11.2019 г. законопроект утвердила верхняя палата Федерального Собрания, а 12.11.2019 г. он был подписан лидером страны. При желании возвратиться в состав Комиссии Россия может всегда.