Что самое сложное во время войны? Не ввязываться в боевые действия! Прежде всего, если война гражданская и идет на территории, ранее принадлежавшей государству, пытающемуся сохранить нейтралитет.
У Соединенного Королевства не получилось – страна захотела получить прибыль на Гражданской войне в США. В итоге дело чуть не закончилось для нее дефолтом.
Дипломатическое коварство королевы
Партнерство США и Соединенного Королевства основывалось на экономическом интересе двух стран. Великобритании требовался хлопок – быстро, в большом объеме и по низкой цене. Южанам было нужно вооружение и, прежде всего, боевые морские суда. Но существовал один нюанс.
13.05.1861 г. правительница Великобритании поставила подпись под документом, провозглашающим невмешательство в Гражданскую войну в США. Прокламация говорила одновременно обо всем и ни о чем.
Англичанам не дозволялось участвовать в войне Севера и Конфедерации без прямого распоряжения монарха.
Но в первых строках документах южные штаты объявлены воюющей стороной, причем заведомо. Конфликт перешел в активную фазу лишь в начале лета 1861 г. Разворачиваясь боевые действия по-другому, возможно, царственная особа приняла иное решение.

04.06.1861 г. в Ливерпуль приехал Дж. Д. Баллок, морской офицер в отставке, неофициальный представитель Юга. Одновременно на биркенхедских верфях начали создание мирного корабля, который в середине лета 1862 г. был спущен на воду. Его назвали «Энрика».
Превращение в «Алабаму»
Длина вышеуказанного корабля составляла 220 футов, ширина – 32 фута, водоизмещение – 1 тыс. тонн. «Энрику» оборудовали оппозитным конденсационным безредукторным мотором с 2-мя горизонтальными цилиндрами, работающему на пару. Цилиндры заставляли двигаться выдвижной винт. Дымовая труба также являлась выдвижной.
Судно относилось к баркентинам – с косыми парусами на каждой мачте, за исключением фок-мачты, где находились прямые паруса. Под парусами скорость «Энрики» составляла 11 узлов, а при использовании двигателя и парусов – больше 13.
Каркас и набор – из дерева, с наличием металлических деталей. Та часть корпуса, что находилась под водой, была покрыта медью – для уменьшения обрастания.
Договор на строительство судна выдали за контракт на приобретение прогулочной яхты. Однако, как и в настоящее время, дорогостоящих яхт было очень мало.
Создание нового скоростного корабля с неясными целями вызвала интерес у американцев.
Американский консул проявил столь искреннее и живое любопытство к яхте, что даже привлек разведку. По приказу чиновника сотрудники английской таможни тщательно проверили «Энрику», но оружия не нашли.
В середине лета 1862 г. корабль с гражданской командой отплыл в направлении Азорских островов. Здесь баркентина повстречалась с иным частным английским кораблем – «Агриппиной». С последней на «Энрику» перенесли 6 152-мм гладкоствольных пушек, по одному 203-мм и 178-мм орудию конструкции Блейкли, а также боеприпасы и порох к ним.
Также на корабль взошел новый капитан – Р. Сэмс, морской офицер, правовед и сторонник армии Юга. 24.08.1862 на судне подняли стяг Южных Штатов. Так мирная баркентина «Энрика» превратилась в боевой шлюп «Алабама».

5 сентября корабль достиг своего первого успеха. В течение 2 последующих недель шлюп потопил 10 торговых кораблей американцев, причинив урон в сумме 230 000 $.
Это был самый удачливый приватир в мировой истории: 65 побед и 1 уничтоженное военное судно за 2 года. Англичане причинили вред США на сумму в 6 000 000 $. Ведь главная задача бывшей «Энрики» заключалась в ударе по экономике.
Речь идет об ослаблении торгового флота Союза в качестве ответной меры, вызванной морской блокадой, организованную Северными Штатами против Южных.
Гибель «Алабамы»
К началу лета 1864 г. корабль требовал срочного ремонта. В Шербурге во Франции его проводить не стали, ссылаясь на то, что для эксплуатации сухих доков необходим приказ императора, который тогда отсутствовал. Вдобавок американский посол во французской столице незамедлительно сообщил о месторасположении судна всем силам ВМС США в Старом Свете.
14.06.1864 г. в порт города вошло американское судно «Кирсардж». Приватир попал в ловушку. Французы, изменившие отношение к Южным Штатам, давали понять, что английским корсарам лучше максимально быстро уплыть из гавани. За пределами территориальных вод Франции «Алабаму» дожидался «Кирсардж».
Капитан британского корабля ввязался в заведомо проигрышное для него сражение.
Сильно пострадал как корпус «Алабамы», так и пушки с порохом. Вдобавок команда обладала меньшим опытом в стрельбе из пушек. Битва на море длилась 1 час.
Капитан английского судна спустил знамя и отправил на вражеское судно парламентеров на баркасе. Сэмс сообщал, что готов сдаться и просил спасти его экипаж.
Капитан «Кирсарджа» отправил лодки, чтобы забрать моряков с английского корабля. Однако неожиданно на выручку прибыло британское судно «Deerhound», взявшее на борт 41 моряка и капитана. Яхта привезла матросов в Великобританию, позволив им избежать плена.
Судебный процесс
Судно корсаров пошло ко дну, но последствий его деятельности избежать было невозможно. Дело «Алабамы» – серия претензий, заявленных американским Правительством Великобритании в 1869 г. в связи с вредом, непосредственным и косвенным, причиненным английскими пиратами, в основном «Алабамой».

Поскольку Соединенное Королевство обещало сохранять нейтралитет по отношению к конфликту Северных Штатов и Конфедерации. Великобритания утверждала, что не ввязывалась в Гражданскую войну, поскольку «Энрика» уплыла из Англии безоружной. Однако Америка объявила, что британцы должны были знать, что судно будет воевать на стороне Южных Штатов.
Север потребовал финансовое возмещение в размере 15 000 000 $ (по современным меркам – 100 000 000 000$) либо отдать Канаду. Великобритания отказывалась.
В 1871 г. сформировали объединенную Комиссию, в которую вошли представители Соединенного Королевства и США. Она пришла к заключению, что конфликт чересчур серьезный, и самостоятельно найти компромисс государства не смогут. В результате созвали международный арбитраж в Женеве.

Судьями стали Швейцария, Италия и Бразилия. Арбитры постановили: Англия должна заплатить 15 000 000 $ в качестве компенсации прямого ущерба. Америка отказалась от Канады и требований по возмещению косвенного вреда, чтобы не обострять разногласия между США и Великобританией.