Летчик вел пылающую машину к цели, прорываясь сквозь свинцовый заслон, выпускаемый противовоздушными орудиями врага. Бомбы попали прямо в цель, и немецкая субмарина затонула. Однако шансы спасти горящий самолет тоже отсутствовали. Команде Дэвида Хорнелла необходимо было остаться в живых в океане, разделив небольшую 4-местную лодку на 8 человек…
Путь в Атлантический океан
В 1940 г. гитлеровские войска оккупировали Норвегию. Кригсмарине это сыграло на руку. Прежде их дорога в Атлантический океан была трудна и опасна. Однако после захвата норвежских земель скандинавские порты стали прекрасным перевалочным пунктом для субмарин между Атлантическим океаном и страной Третьего Рейха.
Англичан подобное положение не устраивало. В связи с этим английские морские и воздушные военные силы открыли охоту на подлодки, когда те отправлялись для выполнения боевых задач из Норвегии.
В 1944 г. соответствующая задача стояла перед воздушными судами 18-ой авиационной группы Берегового командования. Они стерегли просторы Норвежского моря. В их число входил самолет «Кэнсо» из 162-ой эскадрильи канадской Королевской авиации под руководством флайт-лейтенанта Д. Хорнелла.

60-ый полет
Утром 24.06.1944 г. флайт-лейтенант отправился для очередного патрулирования с авиационной базы Уик (Шотландия). Для Хорнелла данный вылет являлся 60-ым по счету за всю его военную карьеру летчика противолодочных ВВС.
Патрулирование проходило без происшествий. Врага экипаж не видел. После 10 ч рейда командир «Кэнсо» принял решение возвращаться обратно.
Однако возвращение пилотам пришлось отсрочить, поскольку в 7 часов вечера они обнаружили поднявшуюся на поверхность немецкую подлодку.
Ей оказалась фашистская «девятка» У-1225 обер-лейтенанта Э. Зауерберга, отправившаяся из Кристиансанда 4-мя днями раньше. Днем субмарина плыла под водой под шнорхелем, а к вечеру поднималась на поверхность для циркуляции воздуха в отсеках. Однако в тот день гитлеровцы всплыли неудачно. Канадское воздушное судно приближалось к субмарине. Нацисты решили не сбегать от противника, а дать бой….
Гибель самолета
Подлодка встретила врага огнем противовоздушных орудий. «Кэнсо» не смог дать достойный ответ – 1 из 2-х передних пулеметов заклинило. В итоге канадцы не сумели уничтожить противовоздушные орудия немцев. Авиамашина была вынуждена идти на заход на «девятку» под огнем гитлеровцев.
Фашисты попали в правое крыло воздушного судна. В одном из двигателей вспыхнуло пламя. Пилотам пришлось отключить мотор. Управлять самолетом на одном двигателе – трудная задача. Однако летчики смогли удержать его на заданном курсе.

Пылающий гидросамолет пролетел над субмариной и метко скинул глубинные бомбы. Подлодка скрылась под волнами взлетевшей в воздух воды. Когда море успокоилось, вражеская подлодка уже шла ко дну.
Однако и у союзников положение оказалось катастрофическим.
Пилоты были вынуждены приземлиться на горящем гидросамолете на воду. «Кэнсо» вскоре отправился вслед за субмариной. Пилоты успели выбросить в воду резиновую лодку, призванную стать способом выживания для них.
В открытом океане
Трудности спасения для канадцев состояли в габаритах плавсредства. Оно вмещало 4-х человек, а численность команды была вдвое больше. Вдобавок связист не сумел отправить сообщение о катастрофе. Рация в «Кэнсо» вышла из строя.
Другими словами, на быструю помощь рассчитывать не приходилось. Пилотов ожидали настоящие мытарства. Летчики были вынуждены находиться в плавсредстве поочередно. Сначала первые 4 человека размещались внутри, а другие плыли в холодной воде, держась за него. Потом канадцы менялись местами.

Подобный способ грозил опасностью. Те, кто находился в море, страдали от переохлаждения. Это являлось настоящим мучением, которое оказалось под силу не каждому. До прибытия помощи 2 бортовых инженера скончались.
Обнаружены и спасены
Однако Судьба была на стороне команды «Кэнсо». Волею случая рядом с местом уничтожения «девятки» находилось воздушное судно «Каталина» из 33-ей эскадрильи КВВС из Норвегии. Его команда увидела пятно нефти и примерно 30 подводников, плававших неподалеку – уцелевшая часть экипажа U-1225.
Поскольку уже было известно, что канадский гидросамолет не возвратился обратно, норвежцы начали разыскивать летчиков в окрестностях. К счастью, они увидели сигнальные ракеты потерпевших крушение пилотов.
Авиамашина послала в штаб сообщение, что в данный квадрат необходимо отправить помощь.
«Каталина» не покинула место катастрофы. Судно кружило над лодкой всю ночь, играя роль радиомаяка для спасательных морских судов и воздушного транспорта.
На другое утро прибыл английский «Веллингтон» и скинул умирающим летчикам «Кэнсо» дополнительную резиновую лодку. Однако канадцы не сумели доплыть до нее, т.к. она приземлилась чересчур на большом расстоянии от них.
Награда нашла героев
Спасательное судно прибыло только в 3 часа дня 25.06.1944 г. К тому времени уцелевшие пилоты погибшего гидросамолета пробыли в океане 21 час.

Летчики находились на грани гибели. Командир «Кэнсо» потерял зрение и находился в крайней степени истощения. Хорнелл умер через 20 мин. после того, как его перенесли на борт спасательного судна. Остаться в живых смогли 2-ой пилот, 3 стрелка-радиста и штурман. Уцелевших привезли в Шотландию, где после выздоровления они рассказали трагическую историю борьбы за выживание в море и гибели друзей.
За свой подвиг 5 летчиков были награждены медалями и орденами. Самому Хорнеллу посмертно вручили высшую боевую награду Соединенного Королевства – Крест Виктории.
и у англичан было ненадежное оружие и некомплектное обеспечение спасательными средствами. Выражение -“посмертно вручили награду ” не совсем точное-дурьналисткий штамп.