В декабре 1997 года тяжелый транспортный самолет АН-124 «Руслан» рухнул на жилые кварталы. Дом под номером 45 по улице Гражданской был уничтожен полностью. Под развалинами погибли 72 человека. Эта катастрофа считается одной из самых тяжелых в новейшей истории России и даже сегодня вызывает много вопросов и слухов.
Что-то не так
Вылет самолета с военным грузом из Иркутска во Вьетнам готовился с соблюдением повышенной секретности. Самый большой в мире военно-транспортный самолет АН-124 должен был доставить до места назначения два истребителя СУ-27. От успеха выполнения задачи зависело заключение большого военного заказа, без которого в 90-е годы с трудом выживали предприятия военно-промышленного комплекса.

Взлет такого гиганта как АН-124 «Руслан» всегда сопровождается повышенными мерами безопасности всех служб аэродрома. Так было и в этот раз. Наряд дежурной пожарной части аэродрома был усилен пожарными расчетами из города.
Они заметили одну странность. Не успело приехать подкрепление, а самолет уже начал выруливать на взлетную полосу, вместо того, чтобы сначала, как всегда, хорошенько прогреть все двигатели.
Немного о самолете
АН-124 «Руслан» предназначен для доставки войск и боевой техники, а также крупногабаритных грузов в любую точку земного шара. Серийное производство было начато в 1987 году. Самолет имеет 4 двигателя, а размах крыльев немного не достигает размеров футбольного поля.

На нем было установлено 20 мировых рекордов по грузоподъемности и дальности перелетов, всего выпущено 60 таких самолетов. До 6 декабря 1997 года было зафиксировано 2 серьезные аварии. Один из самолетов АН-124 «Руслан» рухнул в Италии перевозя, как и в нашем случае военный груз.
Последний взлет
Вернемся на аэродром. Вопреки обычным правилам, к большому удивлению присутствующих работников аэродрома самолет без прогрева двигателей набрал скорость и начал взлетать, но не в обычную сторону, а в сторону городских кварталов. Находящиеся на аэродроме увидели, как у начавшего набирать высоту самолета после громкого хлопка загорелся один из двигателей и огромная машина стала падать на жилые дома.
Падая, самолет буквально снес несколько квартир в одном доме и врезался в другой, оторвавшийся хвост повредил еще один дом, а обломки полетели в находящийся поблизости детский дом. Вокруг начался сильный пожар.
Очевидцы вспоминают катастрофу с ужасом. На месте крушения вылилось 130 тонн авиационного керосина, огненные реки заливали подъезды, лестничные площадки и квартиры. Работами по спасению живых и пострадавших, тушением пожаров и организацией помощи руководил Сергей Шойгу.
Выводы комиссии
В срочном порядке была создана комиссия по расследованию причин ужасной катастрофы, помощи пострадавшим и ликвидации последствий случившегося. Первоначально появилось 9 версий случившегося, после проработки осталось 3. Основная касалась конструктивных особенностей двигателей Д-18Т, которыми оснащена уникальная машина.
Ошибку пилотов исключили, поскольку командир корабля Федоров и второй пилот Иванов считались военными летчиками высокого класса.
Вторая причина, на которой настаивали некоторые члены комиссии это отказ электронной аппаратуры, вызвавший остановку сразу трех двигателей. И наконец третья версия касалась качества самого топлива. Эксперты возлагали надежды на расшифровку бортовых самописцев — знаменитых черных ящиков, но тщетно. Большая часть информации самописцев восстановить не удалось из-за очень высокой температуры в эпицентре пожара.

По восстановленным данным получалось, что катастрофа произошла после последовательной остановки трех двигателей из четырех в течение нескольких секунд.
Таким образом, главным виновником трагедии комиссия признала двигатели Д-18Т Запорожского завода, хотя там и полностью отрицают даже возможность отказа сразу трех двигателей. На этом и остановились. Получается, что в данной трагедии опять больше вопросов, чем ответов. Помните упавший в Италии АН 124 «Руслан» с оружием?